Пример

Prev Next
.
.

Юрий Жуковский

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Премия за поэзию в музыке и музыку в поэзии

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 591
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Разговоры о второсортности «прикладной» поэзии всегда лукавы. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, симфонические, хоровые версии песен на стихи Шевченко, песни Пугачёвой на стихи Цветаевой, Мандельштама, пошлейшая версия Арсения Тарковского от Софии Ротару… Примеров – тьма. Всё это спето посмертно. Поэзия и ритм, музыкальный, песенный – ближайшие духовные родственники, порою они неотделимы, как сросшиеся части единого целого. Снобизм всемирной секты «Хранителей высокой поэзии» убивал поэтов, образно, психологически, эмоционально, буквально. Джим Моррисон, Владимир Высоцкий. Награда Бобу Дилану – оправдание тому, что не ищет оправданий, не должно оправдываться. Дух дышит, где хочет, одна строка обретает бессмертие, тома – нет.

 

Джонни Депп всегда хотел и хочет быть музыкантом, а стал актёром – мировой звездой. Джим Моррисон – мировая звезда, идол, культ, икона, хотел, чтобы его считали только поэтом и не хотел быть музыкантом, в конце жизни. Дилан стоял у истоков мировых трендов – властителей дум двадцатого века и продолжающегося. Его Нобелевская премия – памятник великим музыкантам, хотевшим быть поэтами. Премия-памятник. При живом Дилане. Он искал новые поэтические формы, его поэзия жила там, где, по мнению бюргеров, ей не место. Но поэзия не ищет места – она его создаёт. Лучший ли Дилан среди ныне живущих поэтов? Вопрос от лукавого. Выбор лауреата премии не может существовать без осязания мировых трендов, тенденций, чего-то витающего в воздухе времён. Это вопрос сродни хоккейному: - Действительно ли команда, выигравшая мировой хоккейный турнир – лучшая в мире? Или теннисист. Десятки факторов – травмы, невезение, не тот тренер, не оптимальный состав – сегодня ты чемпион мира, завтра слетел с хоккейного Олимпа, как сборная Швейцарии.  Что сильнее? Индивидуальная гениальная одарённость претендента на премию или тот знак, символ, который он собой олицетворяет? Никогда не будет абсолютно объективного ответа на этот вопрос. Вот в кино, на мой взгляд, режиссёр номер Один за всю историю кино – Ингмар Бергман, а Звягинцеву до него, как до Луны. А со мной не согласятся многие, включая Лив Ульман, считающая Звягинцева наследником по прямой Бергмана. Когда обсуждают очередное странное решение каннского или венецианского жюри – почти рутина, но обсуждение победителя имени Нобеля поднимает со дна такие экзистенциальные глубины – куда там жалким Каннам. Наибольшую активность проявляют граждане с медвежьим поэтическим слухом, цепляясь за авторитетные мнения истинных и ложных кумиров. Наиболее неистовы те, кто поэзию и вовсе не читает. Всегда есть вопрос состава жюри, всегда есть вопрос о том, что разные гении разными тропинками идут к совершенству, и субъективный фактор неотменим. Всплывают жалкие критерии – возраст шведских академиков, по аналогии с «Оскаром» или несравнимость Дилана с Евтушенко.

Посленобелевская пена живёт несколько дней, потом публика переключится на «Евровидение» или Захара Прилепина, на битву «патриотической» поэзии с «либеральной».

И слаженным хором воспоют славу Иосифу Бродскому – поэту, который, уехав из страны, не хотел в неё возвращаться никогда. Страна отправила его в ссылку, страна давила за непохожесть и тунеядство, за неспособность, вслед за Мандельштамом, стать трудящимся. Сейчас та же страна вопиет: - Да ваш Дилан супротив нашего Бродского… Страна абсолютно духовно чужая для каждой клеточки мозга и тела поэта. И эта страна радостно оглашает, что предки Боба Дилана – выходцы из Литвы и Одессы, забыв, как относится страна к Литве и Одессе. Страна болеет за Бродского, как за хоккейную сборную, наполнившись праведным духовным мельдонием. У неё есть повод – советский человек оправдан Нобелевским Комитетом и Светланой Алексиевич, тезисы которой страна громит в своих праймовых телестудиях.

В Нобелевской гонке Шолохов победил Ахматову, и страна полна ментального азарта соцреализма. И Бродский – до кончиков пальцев «не наш» – сегодня «наш», как временный союзник в битве с Диланом.

Если сказать стране, что Набоков не получал Нобелевскую премию, она ответит: - Поделом ему, с его педофильской книжонкой про Лолиту. Зато есть перманентно длящийся детектив – кто написал «Тихий Дон»? Эта штука – серьёзная скрепа. «Реквием» Ахматовой написала Ахматова. Интриги нет. И обличает он времена самого эффективного менеджмента, что не актуально ля сегодняшнего обывателя, болеющего «за наших», клеймя выбор разных прочих шведов.

 

Всё – конъюнктура конъюнктур и всяческая конъюнктура. Так было ныне и присно и во веки веков, так будет. А наградили поэта за поэтический поиск на музыкальной территории – и слава Богу. Он нашёл, он многое нашёл и создал. Не всё же так называемого реального человека в так называемых трудных обстоятельствах премировать. Пора и честь знать. До следующего сурового выбора. На том стоит шведская земля. И ещё год стоять будет. 

Комментарии

No post has been created yet.