Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Сила группы

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 911
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В сегодняшней литературе нет системы ее существования, ее можно сравнить с машиной, которая исправно служила долгие советские годы и вдруг развалилась на отдельные шестеренки. И нет большого и не(страшного) хозяина, который заново собрал бы литературу по «винтикам», точнее говоря, по смыслообразующим духовным частям. А то «винтик» больно уж страшное слово…

Одновременно с «пустотой» смысла литературы в наши дни исчезают противоречивые внутрилитературные отношения, нет дискуссий, разделения по группам, как это было примерно в конце 80-х годов. Но тогда это было идеологическое противостояние, писатели дистанцировались друг от друга по различным мотивам, хотя общество все еще было социально однородным.

«Коррупция» в литературе стала нормой еще с советских времен. Помогали всегда «своим» -- по тем или иным признакам. Но с одним важным отличием от сегодняшней ситуации – в то время даже лучшему другу-писателю можно было предъявить какие-то претензии по недостаткам текста, если они были. Существовала «планка» для художественного произведения -- как в издательствах, так и в периодике. Был некий умозрительный шаблон даже в производственной, молодежной и прочей тематике, «хуже» которого писать нельзя.

А что делят писатели в наше время? Литературная слава? Ее в сегодняшнюю «материалистическую» эпоху как бы и не существует. Премии? Их просто вручают, как бы дарят, тут от судьбы ничего не зависит… Кому-то везет в премиях, кому-то в лотереях. Так было и в советские достопамятные времена…

Всегда, во все времена, существовала в хорошем смысле литературная «групповщина». В своем кружке, в какой-нибудь «Зеленой лампе», начинающий писатель получал новые идеи, общался с коллегами, изливал свою душу, там у него была защита от врагов, которых у писателя всегда много.

Сейчас малоизвестный писатель спасается в Интернете, где виртуально общается с коллегами, получает советы, а иногда и реальную помощь. Это уже неплохо.

И все же, я полагаю, необходима большая писательская корпорация, способная оживить дух литературы. Объединение, способную продвинуть к читателю некоммерческую художественную литературу. Не возврат к литературе «винтиков», каждый из которой должен знать свое место в той или иной «машине», но объединение «невостребованного» литературного хозяйства в одно целое, с нормальными чиновникам, но не с «литературными генералами»,у которых всегда наготове отвертки для подкручивания «винтиков»… Система может возродиться, но уже в новых лицах и правилах.

В сегодняшней литературе нет такой системы (внешней), нет управления бюрократического в положительном смысле этого слова, чтобы система, смазывала вращающиеся (теперь уже крепко заржавевшие) шестерки и детали литературного механизма.

Что-то на государственном уровне нужно сделать для того, чтобы литература, как искусство не нуждалась в своем оправдании. Чтобы она, как общественная смысловая категория, не ушла окончательно в тень под фейерверком культурных инноваций?

В продолжающемся существовании литературы, тем не менее, остается некий телеологический смысл, стремление заглянуть в будущее, даже если литература все чаще обращается к прошлому.

Литература, благодаря своей доступности, пока еще остается универсальным массовым искусством.

Я встречал эрудированных высокообразованных авторов, которых судьба почему-то обделила талантом, не дала «билета» для входа в царство литературы. Эти люди прекрасно рассуждали о высоких материях, но душа народа для них была непонятна, они не жили среди народа, не понимали его. Все их силы уходили на различные собрания, хлопоты о премиях и переизданиях книг. Бог не попустил им в творчестве, отвёл от высокого.

В подобных-то случаях малоодаренным авторам приходит на помощь «поколение», «группа», «литературный кружок», какой-нибудь придуманный «изм», помогающий вписать свое не ахти какой высоты творчество в требования «века сего».

Группа помогает спастись от ощущения собственной малой одаренности, она может вынести автора на волне успеха или, наоборот, долго держать его в тени. Слабый духом и талантом человек гораздо увереннее чувствует себя в «стаде». Однако любые группы, даже состоящие из «гениев», рано или поздно смываются волнами общественных перемен.

Молодой же писатель свободен, он всегда при желании может вырваться из «загона», где его постоянно поучают и направляют.

Помощь духовная – совет, касающийся творчества. Помощь конкретная – это теперь уже не мудрый и добрый редактор, а щедрый меценат, готовы опубликовать и, самое главное, распространить, «раскрутить» вашу книгу.

Вопрос о смене литературных поколений имеет принципиальный момент: что же на самом деле происходит с состоявшимися (или несостоявшимися – кстати, никто за ними особо и не наблюдает) литературными дарованиями? Часто они сами уходят в творческое небытие, их перестают замечать, и они, как полевые цветы, вытесняются на обочину дороги?

Казалось, еще совсем недавно торжествовало и бушевало «поколение «пепси», теперь это поколение, выросло, разбрелось по офисам и магазинным подсобкам. Литературные и прочие группы всегда несут на себе временную печать эпохи, даже если принципы их объединения отвечают общественным интересам. Ты в группе, ты – без пяти минут гений, и все остальные члены группы тоже гении. Лишь благодаря группе автор средних способностей может попасть в анналы истории.

Комментарии

No post has been created yet.