Пример

Prev Next
.
.
×

Сообщение

Пожалуйста, прежде пройдите авторизацию

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Состав воздуха, или урок в тюрьме

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

    После всего, что можно было хоть в какой-то степени предположить или чему не слишком удивиться: ваш номер такой-то; шмон – аэропорт (то есть почти по-аэропортовски); запах, по-незнакомому кривящий лицо любого нездешнего; портрет Сталина (ах, да! он же на своей территории); инструктаж «вам уже сказали? - да, сказали», после всех этих «только в сопровождении», «кнопка вызова», «выход в боковую дверь», - остров между доской и благообразно-белой, в типовой прямоугольник решеткой, ретуширующей противостояние и одновременно смыкание человеческих миров, поволок меня в непредполагаемое путешествие, болезненность которого говорила в пользу того, что это именно путешествие, а не то, что этим словом принято называть.

     Не всё было в нем неожиданным. Тройственное (как минимум) состояние, возникшее когда-то, когда разговор с распахнутыми в меня глазами (один ли человек в аудитории или двести) стал ежедневным трудом и попыткой достичь, уловить, встретить единственную в каждый данный момент межчеловеческую интонацию, в которой говорящим становлюсь не я, а само слово, - вот оно захватило и сейчас.

     Одна часть его ведет тему. От темы никуда не уйдешь, она – обязательство, которое можно исполнить или исполнить плохо. Зависит от. От меня в первую очередь, от опыта сделанных по теме находок, (не)удач понимания, которые беззастенчиво присваиваешь и числишь как не отторгаемое богатство.

   Вторая часть менее предсказуема. Когда тема, если захочет, начинает играть, подтрунивая надо мной со всеми моими «накоплениями», пробрасывая искру свежей мысли, живость которой сбивает всякую деловитость, всегда умаляющую мир, и поворачивает забывшегося миссионера к тому, что ещё не найдено. 

    А третье...третье – это моя собственная жизнь, которая поначалу представлялась мне никак не связанной с выпадающими педагогическими приключениями, но независимость оказалась созависимостью. Неважно, где раскручивается очередная тема, среди  вентилей подвальных коммуникаций, в велюрном западно-университетском lectorium или вот в тюрьме, жизнь продолжает свое легкое и беспощадное ткачество, и даже провизорски промеренная тема способна изменить всё неизмеримо.  

  

   С учетом прагматизма аудитории и в целях произвести, так сказать, пробуждающий эффект на доске одним росчерком, подсмотренным, конечно, у великих, был выведен компилированный автомобиль. О составе воздуха можно прекрасно начать с этого конца. Потом рядом появилась котельная. В хозяйстве колонии имелся допотопный экземпляр, и можно было продолжить, отталкиваясь от этого "чуда". Можно было изобразить историю планеты, превратив в детектив появление воздушной её части. Можно провести мысленные эксперименты, показывающие и доказывающие. Можно рискнуть и на примере состава воздуха обсудить, что больший процент не означает безусловно большую значимость…

     Но всё это было зря. Решетка сковывала. Забитые безразличием поры не пропускали так хорошо работающие на воле заготовки. 

     Половина спали или делали вид, что спали, одинаково уложив бритые головы на столы. Другие делали вид, что не спали, протестуя открытыми, не смотрящими глазами. Со стороны острова на них тоже никто особо не смотрел. Смотрение, по своему усмотрению, преодолело время-подобные мембраны и высветило вдруг страницу заданий химической олимпиады, такой далекой и нереальной, что меня больше испугало, нежели удивило, то, что такие вещи и подробности хранятся в памяти.

   Вот и последняя, самая многословная и запутанная задача. На первый взгляд, она вообще не решалась, и на это, видимо, делали ставку составители. От одного вида её многие сдавались и уходили. Я уже почти проделала то же самое, как страх, который спицей пришпиливал меня к школьной химии, лицо учительницы, которое медленным поворотом, и это приводило в ужас, обнаруживало меня, куда бы я ни пересела, урок без этого не начинался, паническая невозможность выскочить из слежки превратились в физически и ещё как-то управляющее воздействие. Я вернулась на место и, не принадлежа уже себе, стала летать над задачей.

     Справочниками тогда пользоваться не разрешали, а память, напичканную цифрами, ценили. Если помнить о небольшом различии в массовом и объёмном составе воздуха для его главных компонентов и значительном различии для его минорных составляющих, то…

     Победа на олимпиаде сохранила мне жизнь, но и внесла в неё поломку, приведя на химфак и отдав в руки бесконечных попыток разрубить эту приобретенную сцепку со страхом и неинтересностью, похожих на попытки вырваться из тюрьмы.

     - Ну и как? – приподнялась голова со второго ряда, приоткрыв чернозубый рот. Что-то где-то пересеклось и совпало.

     «Воздух замешан так же густо, как земля: из него нельзя выйти, в него трудно войти».

     Поэзия не спасает при нехватке воздуха, она спасает при нехватке поэзии. И все же они очень сближены. Воздух – проводник доверия к миру, которое остается, когда не остается ничего. Поэзия знает об этой оголенности, как знает и то, что, если в ней что-то возникает, то, вопреки биологии, - из ничего.

     - А про поэзию ещё будет? – ожидаемо ёрнически спросил кто-то, когда их повели на перекличку. Никто не засмеялся, со смехом здесь как-то не очень, но несколько распахнутых взглядов я всё же встретила, утверждаясь в неизведанности состава вобравшего нас в себя воздуха.

Привязка к тегам тюрьма урок