Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Среди миров: опыт прочтения сюжета

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 993
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Виктории Малкиной

Хрестоматийное романсовое стихотворение Иннокентия Анненского меньше всего обделено читательским вниманием, но сюжет его не вполне ясен: должны ли мы читать его как развернутый символ гармонизирующей любви или как некоторую эпизодическую историю со своей логикой.

При первом чтении стихотворение просто вбирает в себя ряд ключевых мотивов поэзии Иннокентия Анненского, такие как длящийся тоскливый страх смерти, возможность целостной любви только как мечты, поиск внешнего ответа на мучительные вопросы как неизбежное обращение к собственной совести -- ничего не прибавляя к уже известному читателям этой поэзии опыту. Но при втором чтении стихотворение может раскрыться как дополняющее то, что уже было сказано в других стихах. Мы исходим из взаимодополнительности “космического” и “садового” кода у этого поэта:

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

 

 

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной ищу ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

 

Поиск ключа к сюжету можно начать с “мерцания светил”. Сам образ ночного мерцания, когда ночь переживается как бытие наедине с мирами, может быть превращен в систему метафор, рассыпаться на метафоры: мерцание светильников или драгоценностей, с которыми бы сравнивались звезды. Если исходить из даты под стихотворением, “3 апреля 1909 г.”, то действительно, найти живое или мертвое мерцание в апреле затруднительно. Вместе с тем, есть явление, которое без труда можно наблюдать в августе -- мерцание светлячков, пугающее живым и нарочитым светом, равно как и мерцание отблесков ярких звезд в воде (хотя бы в капле росы). Август как время мерцаний воспет поэтом в одноименном цикле из двух стихотворений: мерцание закатного солнца, выхваченные из тьмы лепестки увядающих хризантем, напоминающие драгоценности, блеск электрического света на ветке клена с золочеными листьями, в противоположность сладостно умирающей ночи. Звезды в августе должны казаться наиболее крупными на ночном небе, и значит, меньше всего “мерцающими”, тогда как мерцают светляки, капли росы и аллеи, где встречаются все эти мерцания.

Имя Звезды тогда тоже можно предположить с ясностью -- это Астра (Ἀστήρ, звезда -- память о смысле греческого названия была хотя бы в басне Козьмы Пруткова “Звезда и брюхо”, имея в виду каламбур ἀστήρ γαστήρ), имя цветка, апофеоз которого в августе позднее был воспет Цветаевой. Кроме космического пейзажа (тревожного переживания мироздания в саду или парке между жизнью и смертью как между прошлым и будущим, когда всё видится “мирами”) мы читаем садовый пейзаж: аллея сада едва освещена светом светлячков, деревья переживаются как целые миры, а астра на клумбе указывает, где дом и где сад. Запахи других цветов томительны, в своем напоминании о смерти; тогда как астра, достигшая цветения в августе, как кстати когда все цветы отцветают, и оказывается единственным доказательством бытия среди всеобщей смертности. С таким бытием уже “не надо света”.

Вывод мог бы показаться несколько поспешным, если бы не важнейший источник всех романсовых мотивов Иннокентия Анненского -- поэзия Алексея Апухтина. Стихотворение “Астрам” (начало 1860-х) -- столь же изящное восьмистишие, в этой же мере построенное на отрицаниях: дни без просвета, ночи хмурые, звезды не светят, соловьи не поют. Сюжет стихотворения Апухтина оказывается тем же, что и Анненского: множество дней проходят, как множество миров у Анненского оказываются скукой, и только общение астр не сказывается томительным -- они страшатся смерти, но их беседа только и может утешать среди постоянных испытаний мирами и временем. Только у Анненского это уже не беседа, а повторение имени, для него важно не как что происходит, но как возможно пережить смерть. Астры гостят на земле, как и лирический повествователь оказывается среди миров, и гостят среди отцветшего лета, как в мерцании светил, когда нет уже красок, но лишь смертность всего происходящего.

Во второй строфе у обоих поэтов не остается ничего, кроме боли сердца: астры не жили настоящей жизнью, им нечего помнить; тогда как в стихотворении Анненского ищется забвение:

 

Поздние гости отцветшего лета,
Шепчутся ваши головки понурые,
Словно клянёте вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые…

Розы — вот те отцвели, да хоть жили…
Нечего вам помянуть пред кончиною:
Звёзды весенние вам не светили,
Песней не тешились вы соловьиною…

 

Поразительно сходство развязки: астры не познали света весны, и от Астры не бывает светло; астры не познали утешения весны и светлой соловьиной песни, и с Астрой не надо утешения светом. Где у Апухтина была история жизни, там у Анненского история смерти. Повестовательность сменилась нормативностью: не как к несчастью было, а как должно быть в нашем несчастьи.

Комментарии

Брюсов и коза
Как известно, в 1902 году находясь в Венеции, Брюсов имел неосторожность написать стихотворение "In hac lacrimarum valle", в котором есть следующее заявление: Повлекут меня с собой К играм рыжие силе...
К 120-летию Георгия Иванова
Возможно, не все ценители  Георгия Иванова знают, что "порнографический" (Струве)  "Распад атома" впервые  в СССР был напечатан в детском журнале "Трамвай" (1990, № 9). Э...
Старик, непохожий на  Мандельштама

 Земную жизнь пройдя до половины, Мандельштам решил учить итальянский. Эпоху Москвошвея  кроил по железным лекалам «рябой черт», - без Данта  было не обойтись.

Тициан, Карл V, Филипп ΙΙ и Вас. Комаровский
В знаменитом стихотворении «Закат» Вас. Комаровского (1912), великого русского неоманьериста, упоминание Тициана вроде бы понятно сразу: «соорудить фонтан» удалось на полотне Тициана «Диана и Каллисто...
Апокалипсис Сергея Маковского: популярная мистерия
Небольшая поэма (двенадцать шестнадцатистиший с перекрестной рифмовкой) «Из Апокалипсиса» (Париж, 1945) Сергея Маковского, знаменитого поэта, искусствоведа и мемуариста, сжато перелагает библейскую кн...
Тайна звездной бахромы: об одном стихотворении Мэри Визи
Поцелуешь горестные веки, скажешь, „дорогая, улыбнись!” в час, когда засеребрятся реки и подернется туманом высь. В далеко ушедшем кватроченто так писали небо мастера: облака развившаяся лента, звезд...
«героин» от перхоти

Реклама и объявления в дореволюционных журналах

Продолжение

Начало здесь: Поэтъ-безумец призывает из далей 
Поэт-безумец хочет познакомиться
Реклама и объявления в дореволюционных журналах. Начало Будучи аспиранткой, я перелистала большое количество литературных журналов 1900-1910-х годов ("Аргус", "Нива", "Огонек", "Северная звезда...
Taffy. Unable cross the line
65 лет назад, 6 октября 1952 года умерла Надежда Александровна Лохвицкая (Бучинская) Пару слов о происхождении псевдонима Тэффи. (Немного с юморком.) Оттого как если с возникновением прозвища «Фунт» ...
Как этот странный мир меня тревожит!..
20 ноября 1869 года родилась Зинаида Николаевна Гиппиус, великая женщина, идеолог русского символизма.   Моё одиночество бездонное, безгранное, Но такое душное, такое тесное; Приползло ко мне...