Пример

Prev Next
.
.

В «Новом мире», 2017, № 3 публикуется статья Евгения Берковича «Альберт Эйнштейн: «Большевики мне больше по вкусу». Автор теории относительности о Германии и России»

Евгений Михайлович Беркович – математик, публицист, историк, издатель. Родился в Иркутске. Окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат физико-математических наук, доктор естествознания (Германия).

На сайте мы размещаем отрывок из статьи.

Кадр из кинохроники 1933 года: Эйнштейн прибывает в Америку. Википедия

 

Евгений Беркович 

Альберт Эйнштейн: «Большевики мне больше по вкусу».

Автор теории относительности о Германии и России

Об одном экзотическом приглашении Эйнштейна на работу, поступившем летом 1933 года, рассказал мне Борис Шайн, американский математик, работавший до 1979 года в Саратовском государственном университете [Беркович и др., 2009]. Речь идет о предложении великому физику стать профессором этого учебного заведения. Приглашение исходило от Гавриила Константиновича Хворостина, влиятельного человека в городе и имевшего, как говорят, высокопоставленного покровителя в Москве. В 30-е годы Хворостин стал ректором (директором) Саратовского университета и мечтал, по его словам, сделать из СГУ «Гёттинген на Волге» [Гордон, 2011]. Надо сказать, что Саратов не был Эйнштейну совсем незнакомым городом – здесь жил и работал профессор Милош Марич, с 1930 года заведующий университетской кафедрой гистологии, брат Милевы.

По словам Бориса Шайна, Эйнштейн ответил, что ему никогда не выучить русский язык. Тогда Хворостин придумал хитрый план: создать Академию наук автономной республики немцев Поволжья, сделать Эйнштейна ее президентом с хорошей зарплатой, а жить и работать физик будет в Саратове. Хворостину было, конечно, известно, что Академии наук автономным республикам не положены, они существовали только в союзных республиках, но он надеялся этот вопрос уладить с помощью своего покровителя в ЦК ВКП(б).

Из этого плана ничего не вышло, но сама идея приглашения в СССР ученых евреев из Германии, искавших спасения от преследования нацистов, была не нова. Только в Томском государственном университете им. Куйбышева работали математики из Германии Фриц Нётер (Fritz Noether, 1884 – 1941), Штефан Бергман (Stefan Bergmann, 1895 – 1977) и другие. Им удалось за два года осуществить уникальное по тем временам в Сибири издание «Известий НИИ математики и механики» на немецком языке, в котором печатался даже Альберт Эйнштейн [Кликушин, и др., 1992]. Всего из Германии в Советский Союз эмигрировало в тридцатые и сороковые годы двадцатого века около трех тысяч немецких граждан. Большинство из них были коммунисты, спасавшиеся от репрессий гитлеровцев. Среди эмигрантов из Германии немалую часть составляли и евреи.

Судьба большинства из них сложилась трагически. Бежав от одной диктатуры, они пали жертвами другой. Не исключено, что и Эйнштейну грозила подобная судьба, прими он предложение переехать в Саратов.

Трудности с русским языком были не единственной причиной, по которой Эйнштейн отказался переехать в Советский Союз. Из-за его левых взглядов, пацифистских настроений, неприятия нацизма многие считали его убежденным коммунистом, сторонником Коминтерна. Во время поездки в Америку он не раз сталкивался с протестами против его якобы сталинистских пристрастий. На самом деле, любая диктатура, будь то сталинская или гитлеровская, одинаково были для ученого неприемлемыми, хотя он не ставил между ними знак равенства. Собираясь в сентябре 1933 года в Америку, Эйнштейн в интервью газете «Нью-Йорк Ворлд Телеграм» (The New York World Telegram) подчеркнул:

«Я убежденный демократ и именно поэтому я не еду в Россию, хотя получил очень радушное приглашение. Мой визит в Москву наверняка был бы использован советскими правителями в политических целях. Сейчас я такой же противник большевизма, как и фашизма. Я выступаю против любых диктатур» [Einstein, 2004, стр. 234].

В том же месяце в другом интервью, опубликованном одновременно в двух газетах – «Таймс оф Лондон» (The Times of London) и в «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) – Эйнштейн признался, что «иногда бывал одурачен организациями, представлявшимися чисто пацифистскими или гуманитарными, а на самом деле занимавшимися не чем иным, как закамуфлированной пропагандой на службе русского деспотизма» [Айзексон, 2016, стр. 523].

И далее еще откровенней: «Я никогда не одобрял коммунизм, не одобряю его и сейчас». Ученый подчеркнул, что он против любой власти, «порабощающей личность с помощью террора и насилия, проявляются ли они под флагом фашизма или коммунизма» [Айзексон, 2016, стр. 523]...

...Однако отношение Эйнштейна к большевистской диктатуре вовсе не было столь же последовательным и бескомпромиссным, как к диктатуре Гитлера. Свои симпатии к идеям равенства и отсутствия эксплуатации Эйнштейн никогда не скрывал...

Источники:
[Einstein Albert. 2004]. Über den Frieden. Weltordnung oder Weltuntergang? Hrsg. von Otto Nathan und Heinz Norden. Neu Isenburg, «Abraham Melzer Verlag», 2004.
[Айзексон Уолтер. 2016]. Альберт Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная. М. АСТ, 2016.
[Беркович Евгений, Шайн Борис. 2009]. Одиссея Фрица Нётера. Послесловие. – «Заметки по еврейской истории», 2009, № 11.
[Гордон Евгений. 2011]. Адресат Л. С. Понтрягина – И. И. Гордон. – «Семь искусств», 2011, № 11.
[Кликушин М. В., Красильников С. А. 1992]. Анатомия одной идеологической кампании 1936 года: «Лузинщина» в Сибири. Советская история: проблемы и уроки. Новосибирск, 1992.