Пример

Prev Next
.
.

Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Черный куст: рябина или шиповник?

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 602
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Черный куст в сонете Анненского “Конец осенней сказки”

Да из черного куста
Там и сям сочатся грозди
И краснеют... точно гвозди
После снятого Христа.

-- соблазнительно понять как куст рябины: темная кора дерева, ягоды, которые кажутся тем краснее, чем глубже утро, и чем ближе зима, обостряющая чувство ягодного цвета.

Но в мире Анненского всегда вещь ведет себя на разрыве физических и символических свойств: лампады сверху льют свет именно вниз, лилии кадят, чтобы ароматы воспаряли вверх, золотая змейка в камине вьется, а не рвется ввысь, и листья клена шелестят на ветру только обличая свою искусственность как листов бумаги. Это не вещи, а чаши-сосуды-вместилища, и чем выше вещь, тем сильнее к земле идет ее впечатление, как след или как тоска. Вероятно, и здесь нужно видеть след: если на кресте расцветают розы, то плоды розы, грозди шиповника будут тем, что с высоты небесного созерцания роз и просочилось на землю, будут излитой искупительной кровью.

Нет ли здесь вдохновения от известной эмблемы Леона Ванье, великого издателя французских символистов, эмблемы болезненного цветка среди плодов? Радужная паутина в этом стихотворении, порванная ночным дождем, в статье “Что такое поэзия” объясненная как индивидуальная психологическая рефлексия, явно тоже с этой эмблемы. Шипы тернового венца сменились медлительной пыткой гвоздей, зрелой пыткой плодами, в которых более всего “тоски”, цветок, который болезнен, заставляет пережить настоящую боль жизни других.

Привязка к тегам Анненский роза символизм

Комментарии

Как серафим у Боттичини: искусствоведческая ошибка Иннокентия Анненского и ее мировоззренческий смысл
“Тоска возврата” Иннокентия Анненского, сонет с нетрадиционной рифмовкой, воспроизводящий значительную часть образности стихотворения “Святая” Стефана Малларме (1865; больше известно по песне Равеля 1...
Королевич Елисей
Сегодня в Филадельфии заснежье. С утра снег отбеливал троттуары и машины, а сейчас выглянуло солнце, и снежные блёстки кружат в воздухе под дудки вихрей. Настроение сказочное, пушкинское. Именно в так...
Кленовский и Мантенья
Одно из стихотворений Дмитрия Кленовского, выпускника Царскосельского Лицея и одного из самых преданных последователей Иннокентия Анненского, начинается: Не сейчас! — в Христово Воскресенье, Под адр...
Среди миров: опыт прочтения сюжета
Виктории Малкиной Хрестоматийное романсовое стихотворение Иннокентия Анненского меньше всего обделено читательским вниманием, но сюжет его не вполне ясен: должны ли мы читать его как развернутый симв...