Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.

Ещё нет

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Ещё нет

Редко хожу в театр, но вчера обнаружил себя на модном ныне спектакле «Бунтари» в МХТ им. Чехова. О модности свидетельствовала блистающая в зале фигура Федора Бондарчука и раскинувшаяся неподалеку борода Данилы Козловского. Впрочем, на сцене было по-настоящему интересно, поэтому о них зрители быстро забыли.

Дальше случилось нечто среднее между театром, кабаре и рок-концертом, сложившееся в панораму русского бунтарства – от декабристов с Пушкиным до народовольцев с Бакуниным, Софьей Перовской и Нечаевым. Уровень исполнения – высокий, энергетика – самая что ни на есть рок-н-ролльная. И все имена недавних героев русско-советского рока вписались идеально. Бунтари распевали БГ, Цоя, Мамонова, Фёдора Чистякова, Кинчева, а там, где их песен не хватало, звучали оригинальные, но в том же самом духе. Было в этом что-то курехинское, поэтому сразу вспомнились «Два капитана два» и бессмертная телега про Ленина, который гриб.

 

В целом художественное решение спектакля выглядит убедительно – исторический коллаж с высокой долей жестко срежессированного хаоса. Смешно, остроумно. Бакунин в обнимку с Марксом и Энгельсом поют «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли» (её нет нет нет), а Нечаев соблазняет боевую подругу под мамоновское «Досуги-буги». И периодически на сцене творится какое-то совершенно обаятельное безумие, захватывающее зрителя скорее через музыку, ритм и пластику, нежели через повествование.

a1sx2_Thumbnail1_Buntari-03.jpg

 

Вопрос в общем-то в одном. А что за этим безумием? Ведь в отличие от того чистого гребенщиковско-курехинскового абсурда, режиссер этого спектакля в конечном итоге делает ставку на социально-историческое высказывание. Мозаика, которая складывается из вполне реальных эпизодов русской истории, несет попытку художественного осмысления русского бунта. Но не столько каких-то реальных исторических событий (они даны узнаваемо, но очень вольно и намеренно гротескно), сколько той ментальности (или даже сцепления разнородных ментальностей), которая по мысли автора и стоит за традицией противостояния между обществом и абсолютной властью российского государства. Это своего рода метафизическая оптика, она совершенно не схватывает общество в движении, не включает собственно социальный контекст. Александр Молочников берет русский бунт как статичную идею и в различных исторических ситуациях пытается продемонстрировать её самотождественность, найти, к примеру, то общее, что связывает восстание декабристов и с народовольцами, и с феноменом «русского рока». Бунт возникает как состояние круговой поруки - неизбежной, возможно, даже необходимой, но всегда трагичной и бесполезной. Декабристы против царского произвола, террористы против самой фигуры царя, рокеры против утверждаемого силой тотальной государственной пропаганды конформизма. Но в этой игре нет победителей - сплошь проигравшие. 

Именно с этим связано и самое слабое место спектакля – совершенное игнорирование пафоса социальной борьбы и его замещение пафосом идеи бунта как неразрывного трагического круга русской истории. Молочников не столько смеется над «бунтарями» (а временами может показаться именно так, благо смешного в спектакле достаточно), он констатирует трагическую бессмысленность борьбы за свободу и социальную справедливость. И, стоит еще раз отметить, констатирует весьма талантливо. Но понятно, почему в такую схему не вписывается, к примеру, революция 1905 года, ведь она в известной мере круг прорвала, не говоря уже о событиях 1917 года – когда круг был разорван в клочья, или событиях начала 90-х. Можно спорить о последствиях этих революций, но они являют динамику социальной системы. Этой-то динамики и лишены представления о бунте, транслируемые спектаклем. Молочников фиксирует бунт как порыв, трагедия которого даже не в количестве жертв, но в бессилии. Всё будет так, исхода нет. И гидра государственной тирании будет каждый раз возрождаться – взорвут одного Александра, появится третий, поубивают царей, на пост заступит очередной Сталин и далее. Революция невозможна, только бунт – бессмысленность которого удручает даже больше его беспощадности.

К сожалению, в подобном взгляде есть много верного. Ни одна революция в России не привела к рождению общества как такового, общества как способности и традиции со-общения между свободными гражданами. Проблема тотальной зависимости русского человека от бюрократического аппарата до сих пор стоит перед нами, и рождение подлинной гражданственности – задача нашего времени. Спектакль «Бунтари» и указывает на эту задачу, и тут же скрывает её под толщей непролазного социально-исторического пессимизма.

Но как пелось в одной старинной песне – рок-н-ролл мертв, а мы ещё нет.

Привязка к тегам бунтари театр