Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Мы и время (историческое)

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2306
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Новый рассказа (автор назвал его новеллой, но это скорее короткая повесть) Дмитрия Бавильского "В поисках литургического звука"1 при внешней как бы простоте построения – рассказ, удивительно емкий по содержанию, с искусно – я бы сказал, изощренно – выстроенным внутренним сюжетом. Рассказ про "недавно умершего" писателя. Содержит: портрет героя, перечень этапов его жизненного пути и - развернуто – эпизод из последних лет жизни писателя: литературный вечер, на котором он выступает перед читателями, и неожиданное завершение этого вечера - беседа с человеком из органов, который пытается склонить (угрозами и лестью) героя к сотрудничеству.

Герой вполне осознает нелепость ситуации - на дворе уже полным ходом идет перестройка, расцветают "гласность и демократия", а тут замшелая гэбэшная вербовка на предмет доносительства о настроениях писателей. Но осознающий анекдотичность (пусть и дурную) происходящего герой ничего не может поделать с внезапным, цепенящим страхом. Как выясняется, глубоко сидящим; страхе – для выходца из советских времен - почти на генном уровне. Грубо говоря, перестройка перестройкой, но, извини, парень, забывать, где живешь, тоже не стоит.

Ну а начинает повествование рассказа как бы искусствоведческий, но как раз и выстраивающий внутренний сюжет рассказа эссеистский пассаж про "суровый стиль" 60-70-х годов (если кто не помнит: картины Коржева, Никонова, Попкова и других, а в литературе – "мужская проза" молодых писателей из тогдашнего журнала "Юность", внимательно прочитавших Хемингуэя). Суровый стиль имел отношение не только к живописи или литературе, в конечном счете, он был формой самопозиционирования целого поколения, формой его противостояния. Только вот вопрос: формой противостояния чему – политическому режиму или шире - противостояния самой реальности, в которой жили те молодые люди, и воприятие которой (реальности) облегчалось для них оппозицией "советское"-"антисоветскоеc".

Я не буду разворачивать здесь все содержание рассказа. Скажу только, предложенная в нем внятная и жесткая, и при этом отнюдь не уплощающая проблематики, постановка вопроса о наших взаимоотношениях со своим историческим временем – явление в нашей литературе достаточно редкое.

От себя лично добавлю: мне повезло (или не повезло) пережить три исторические эпохи, и вопрос, что остается в нас от прошедших эпох для меня не праздный. Так вот – даже при том, что прошедшая эпоха как бы сворачивалась для тебя в никуда (как, скажем, советская, - фэйсбучные стенания про "новый сталинизм" и "37 год" всерьез воспринимать не могу: то, по-настоящему страшное, что разворачивается сегодня на наших глазах, происходит совсем в других формах и с другим содержанием), - и при том, что в новой эпохе ты оказывался как бы "голеньким", то есть без надлежащих навыков выживания в наступивших временах, каждый раз я, например, обнаруживал, что освоение в новой исторической эпохе, на самом деле, не требовало каких-то особых, немыслимых усилий. А это значит, что-то не так в наших (моих) представлениях о своих внутренних связах с историческим временем. И нужно вырабатывать новый язык, создавать новый понятийный аппарат для осознания реальных форм нашей самоидентификации в истории. Начав, как минимум, с определения бытийных сфер, где самоидентификация эта происходит на самом деле.

Рассказ Бавильского еще и об этом.

1Дмитрий Бавильский. В поисках литургического звука.

Привязка к тегам По ходу чтения

Комментарии

Дмитрий Данилов. Есть вещи поважнее футбола
По ходу чтения. Вроде как нон-фикшн – текст, представляющий собой почти бесстрастную регистрацию неких событий (футбольных: хронику одного сезона игр московского «Динамо» и подмосковного «Олимп-СКОПА»...
Шаргунов и Катаев
По ходу чтения Интересное, я бы сказал, симптоматичное явление: сегодняшние писатели – именно писатели, не литературоведы – вдруг, на время отложив свою прозу и стихи, садятся за написание биографии ...