Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

«Не отпускай моей руки несчастной»

Добавлено : Дата: в разделе: Кино
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2026
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Нет культуры, народа или исторического периода, когда бы разговор о смерти был лёгким делом. Но для современного человека, воспитанного в основном в материалистических концепциях, эта тема особенно мучительна. Ритуалы поведения, разработанные для этого случая христианством, настолько опустошены навязчивым буквализмом религиозных трактовок, что давно перестали осуществлять функцию моральной поддержки для большинства людей. Щемящий медитативный фильм «Овсянки» Алексея Федорченко по роману Дениса Осокина - это рассказ об онтологическом противостоянии одинокого человека феномену конечности бытия.

Пытаясь найти для себя опору в якобы традиционных полузабытых обрядах предков, Мирон – в блестящем исполнении Юрия Цурило – со всей леденящей ясностью осознаёт свою оставленность в этом мире, где никакой выбор не позволяет избежать страдания и одиночества. Если позволено облечь в слова всю ту глубину страдания, которую потрясающе передаёт актёр, то это нерасторжимая смертью связь с любимой. Рассказывая о почившей своему спутнику, Мирон словно перечёркивает факт расставания, утверждает свою непокорность, неподвластность смерти.

Погребальные и свадебные обряды в фильме слишком, демонстративно экзотичны, чтобы мыслящие люди могли принять их за действительно существующие. Их декоративность и странная красота подчеркивают, насколько пусты стали привычные нам ритуалы. Осуществляя собственную неканоническую церемонию прощания с умершей женой, Мирон становится лицом к лицу с бесчеловечным непостижимым бытием, беспомощным пленником которого он является. Река, привычно служащая символом жизни, становится местом упокоения для его любимой Танюши. И реальная дорога, по которой Мирон везёт её к месту последнего прощания, явственно отливает голубым. Поначалу это удивляет и даже кажется неуместной «красивостью», но по мере того, как выдуманный авторами обряд похорон представляется нам всё более убедительным, зримая метафора дороги-реки становится всё яснее. Вечно движущаяся река у многих народов воплощает идею обновления и бессмертия. Растворение праха в текучей воде равнозначно возвращению человека к целостности мира, преодолению завершившейся отдельности существования. Поэтому несложно на минуту обмануться и допустить, что подобная практика могла сохраниться где-то в глубинке России.

Эта история рассказана как бы «с той стороны» смерти. Рассказчику не случайно дано странное для человека имя Аист: в нашей реальности он стоит только на одной ноге. В конце он признаётся, что утонул вместе с Мироном и пишет эту повесть на спинах проплывающих рыб. Этот поразительный финал превращает всю историю в подобие древней сказки или мифа, в котором народный герой отправлялся на поиски бессмертия. Мирон и Аист обретают вечность в смерти, дарованной им птичками овсянками, выпустившими их души из телесной неволи.

Комментарии

Быть или не быть?
Картина "Быть или не быть". Россия. Режиссёр - Алексей Петрухин. Картина "Быть или не быть", по-своему, уникальна. Она исследует то пространство, куда мало кто хаживал, исследует жёстко и почти беско...
Бежать в Петербург!
Боже, как тревожит меня европейская культурная идентичность, как тревожит! Боги, боги мои, это знает уставший. Бежать, бежать в Петербург, освободиться от мертвящей энергии Венеции! Страшно, страшно в...
Очень специальный показ
Здравствуйте, меня зовут Александр Гордон. Сегодня вы увидите наше, российское, кино. У нас в гостях наша, российская картина, получившая призы на фестивалях в Мончегорске, Усть-Каменогорске и Рейкьяв...
Российское кино: псевдопочвенничество
Российское кино: псевдопочвенничество и деревенщина По-моему, в развитии отечественного кинематографа наметились два ключевых тренда: позитивная провинция и депрессивная провинция. Что же это кино на...
Мелодия для шарманки
Из цикла "Закрытый показ". Забавное обсуждение в "Закрытом показе" на "Первом канале". Фильм Киры Муратовой, значит, априори, искусство. Это не обсуждаем. Совершенно очевидный социальный посыл картин...
Сухой суходольный Суходол
Из серии – «Закрытый показ». В «Закрытом показе» открыто и нощно показаны тени забытых предков Александры Стреляной. Все требовали от неё Бунина, не такого, как у неё, но какого, – неведомо. – Дай мне...
Элегантная красавица Смерть
Некоторые писатели всю жизнь пишут одну и ту же книгу, режиссёры – снимают один и тот же фильм. С Ренатой Литвиновой, мне кажется, именно это и происходит. «Последняя сказка Риты» отражается в «Богине...
Последняя сказка Риты
Из серии – «Закрытый показ». Картину Ренаты Литвиновой показали и обсудили в «Закрытом показе». Участники обсуждения говорили о философии смерти, цитировали авторов, неизвестных Ренате. Она рассеянно ...
«Событие» в «Закрытом показе»
Из серии «Закрытый показ». Картина Андрея Эшпая «Событие» адресована широкому и глубокому Гордону. Она повергает в зевоту мастера детектива Устинову, усмотревшему в пьесе Владимира Набокова «Событие»...
Неадекватные люди
Из серии "Закрытый показ". В кои-то веки в «Закрытом показе» показана российская картина, испытывающая подлинный интерес к человеку, точнее, к паре незаурядных людей.  Это римейк фильма Чэня...