Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Дмитрий Быков: «Поговорим о Бунине». Продолжение

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2127
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Хочу вернуться к своей статье. На самом деле о быковском словоблудии я написал более объёмный текст, но в первую публикацию весь текст не вошёл. Это было сделано для того, чтобы не перегружать статью, чтобы мой ответ Дм. Быкову звучал динамично, чтобы не отвлекать читателя от основных аргументов и опровержений подробностями, безусловно важными, но в деле разоблачения быковской лжи не играющими решающей роли. Сейчас я хочу опубликовать то, что не вошло в короткий вариант статьи.

Что ж, рассмотрим те тезисы Дм. Быкова, которые выглядят более-менее правдоподобно. Быков пишет: «Это желание любой ценой произвести мрачный и роковой финал, разумеется, лежит в мироощущении человека, изначально видящего жизнь как катастрофу, мыслящего ее как катастрофу…»

До революции, к его почти что пятидесяти годам, будучи величиной номер один в русской литературе, Иван Бунин никакой избыточной катастрофичностью не отличался. В его произведениях был глубокий анализ людей из разных слоёв общества, было великолепное знание родной земли, была художественная, изобразительная сила, мало кому доступная среди современников, был реализм. И смерть героев тоже встречалась в его произведениях, в меру и при необходимости. Но нельзя сказать, что Быков абсолютно неправ, в данном случае. Что он всё выдумал. То о чём говорит Дм. Быков действительно в некоторой мере присутствует в творчестве Ивана Алексеевича Бунина, в его эмигрантском творчестве. И в особенности в произведениях, созданных в первые годы разлуки с любимой Родиной. К примеру «Дело корнета Елагина» весьма мрачная вещь, можно было бы согласиться и с тем, что в «Митиной любви» самоубийство героя немотивировано. Но, до революции Иван Бунин имел совсем другое мироощущение. Повторяю, произведения И.А.Бунина, созданные им до изгнания, порою переполнены положительными эмоциями. Эмиграция безусловно изменила Ивана Бунина. Но обвинять его в излишней катастрофичности в эмигрантском, и в особенности в раннем эмигрантском творчестве, это всё равно, что Бориса Васильева, Василя Быкова обвинять в том, что они в своих произведениях много внимания уделяли теме Великой Отечественной Войны и зацикливались на этой теме. Писатель рассказывает о том, что его волнует, о том, что для него важно, о том, что не даёт покоя, не отпускает. И, естественно, находясь в подавленном состоянии, невозможно писать светлые вещи. Революция и Гражданская война были незаживающей раной для огромного количества наших соотечественников. И, так или иначе, ощущение катастрофичности отложилось в сознании и Ивана Бунина и других писателей и поэтов эмигрантов и отразилось на их творчестве. Эмигрантский поэт Иван Савин писал в середине двадцатых:

Кто украл мою молодость, даже
Не оставил следов у дверей?
Я рассказывал Богу о краже,
Я рассказывал людям о ней.
………
И хожу я по черному снегу,
Никогда не бывав молодым.
Небывалую молодость эту
По следам догоняя чужим.

Произошла трагедия, страшная, непоправимая для миллионов людей. А лектор Дм. Быков пытается делать выводы и обобщения, основываясь на своём житейском опыте, или ищет готовые формулы в мировом литературном багаже: «ни одного нормального, классически развивающегося, хоть сколько-нибудь достоверного, хоть сколько-то психологически убедительного сюжета мы у Бунина почему-то не находим».

Ему из уютной сытой Москвы начала 21-го века видимо не дано понять той страшной катастрофы белой эмиграции, да и вряд ли он понимает окопную правду Бориса Васильева и Василя Быкова. Или что, ждёт и от них классический сюжет и минимум жертв?

Наши беды вам и не снились,
Наши думы вам не икнулись.
Вы б наверняка подавились,
Мы же, ничего - облизнулись.

Это поэт конца двадцатого века написал, Александр Башлачёв. Он писал не о Гражданской войне и не о Великой Отечественной. В этом стихотворении ведется диалог неустроенных с сытыми, самодовольными и ограниченными.

Развивая тему, хочу немного коснуться мироощущения молодого Бунина. С Дмитрием Быковым я не буду спорить о том, что юность Ивана Бунина была не безоблачной. Но с выводом об избыточной катастрофичности, царящей в сознании Ивана Алексеевича, об апокалипсических ожиданиях последнего, с этими тезисами я категорически не согласен. Быков рассматривая внешнюю канву делает выводы и обобщения очень далёкие от истины. Попросту, путём манипуляций и жонглирования цитатами и фактами он пытается всё подогнать под необходимый ему результат. Это встречается повсюду в опусе Д.Быкова.

Что было на самом деле? Иван Алексеевич Бунин очень хорошо помнил времена своего детства, когда его семья жила в достатке и благополучии. И как раз в те годы, когда происходило его становление как личности, в подростковые годы и в годы его взросления, семья Буниных обнищала. Юный Иван Бунин зримо ощутил изменение отношения к себе даже крестьян ближайших деревень. Когда-то в церкви в селе Рождество перед его семьёй расступались в дни больших Православных праздников, а теперь его, шестнадцатилетнего парнишку, пристав на станции Становая, делая вид, что не узнаёт, задерживает и отправляет ночевать в холодный чулан. За что? За переход рельсов в неположенном месте! Это единичный вопиющий случай, но в изменившихся условиях жизнь разорившихся помещиков превратилась в цепочку из различных неприятных эпизодов, подобных этому. Даже осознание того, что сегодня будет нечего кушать, и скорее всего и завтра и послезавтра будет то же самое, для Ивана Бунина в первую очередь был вопрос не физиологический, а вопрос унижения. То же самое и с братовым пиджаком и туфлями, не по размеру большими, которые Ивану Алексеевичу пришлось носить, когда он вырос из гимназической формы. Иван Бунин вспоминал потом, что все мысли его были лишь о том, что каждый встречный рассматривает его одежду. И ведь разрыв с любимой у него произошел в первую очередь из-за того, что родители девушки, Варвары Пащенко были категорически против неравного брака его дочери и нищего юноши. Нужно ещё учитывать, что семья Ивана Алексеевича хранила память о своих славных предках, пришедших служить из литовских земель государям Московским ещё при Иване III.

Представляете, какое было несоответствие между славным прошлым и удручающим положением дел в настоящем? Если вы помните замечательный фильм «Чучело» и кульминацию фильма с сожжением чучела, то, думаю, согласитесь, что допустимо сравнить ощущения юного поэта и ощущение той девочки побывавшей на «эшафоте». Вот на таком эшафоте он провёл не часы, не минуты, не дни, а годы. А ведь это были годы его юности, когда неопытной чистой душой окружающий мир воспринимается особенно чутко. Вера Николаевна Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» писала: « Поняла я, почему он всю жизнь так боялся бедности, нищеты. "Ты не испытала этого, ты не можешь почувствовать, что это такое". Поняла я, почему в его ранних рассказах герои - старики. Какое знание старых людей в 22-23 года и какая любовь и нежность к ним». Вера Николаевна хорошо знала, о чём писала. Иван Алексеевич много неприятного пережил в годы своей нищей юности, но это привело совсем не к тому, о чём говорит лектор Быков. Иван Бунин обладая особым художественным восприятием, видимо благодаря воспитанию и врождённому таланту, во времена своей безрадостной юности, научился зорко видеть любую боль, несправедливость, человеческое горе. Впоследствии всё это в совокупности позволило ему стать великим поэтом и писателем.

То, что Дм. Быков обвиняет И.А. Бунина в отсутствии достоверности, не поддаётся никакой критике. С первых публикаций, на протяжении десятилетий и ведущие литераторы, в том числе А.П. Чехов, А.М. Горький, А.М. Жемчужников (Козьма Прутков), Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко, и многочисленные малоизвестные критики отмечали в произведениях Бунина именно глубокое знание жизни, достоверность описываемых событий, сопереживание горестям героев, реализм и гуманизм автора. В первые годы критические заметки зачастую имели снисходительный тон. Правильно, авторитета у И.А. Бунина ещё не было. Но оценки огромного количества критиков сводились к тому, что молодой начинающий писатель Иван Бунин – реалист из реалистов, любящий людей, свою Родину, простой народ, автор, имеющий доброе сердце. Интересно, Быков Бунина то читал? У меня складывается впечатление, что только «Тёмных аллей» в пубертатный период. Другие произведения если и пролистал, то ничего в них не понял. Видимо поэтому, по мнению Быкова, Бунин до Революции «жевал мочалу».

Если поверить тезису Дм. Быкова «о мироощущении человека, видящего жизнь как катастрофу», то это мироощущение должно было отражаться в повседневной жизни Ивана Бунина на каждом шагу. Изучая книгу С.Н. Морозова «Летопись жизни и творчества И.А. Бунина» том I я не обнаружил следов постоянной подавленности, сломленности, ощущения катастрофы в повседневных буднях Ивана Бунина в его переписке с близкими, друзьями и родственниками. Да, были тяжелые переживания разрывов с женами, в особенности с Варварой Пащенко (молодые люди не регистрировали брак, но жили полтора года в Полтаве как муж и жена) . Не буду спорить, после бегства Пащенко, Иван Бунин пришел в отчаяние. И понадобились время и помощь близких, чтобы жизнь юного поэта вернулась в привычное русло. Отец тогда сказал ему: "Помни, нет больше беды, чем печаль..." Безденежье омрачало молодость Ивана Алексеевича, на смерть близких он болезненно реагировал, но я бы не сказал, что под грузом невзгод Бунин терял равновесие, впадал в депрессию, совершал немотивированные поступки. И к вредным привычкам он не пристрастился. Главный его наркотик – была работа. Иван Бунин производит впечатление сильного, цельного, чрезвычайно трудолюбивого человека, хорошо знающего чего он хочет, идущего к цели и добивающегося её благодаря своему труду и таланту. Когда И.А. Бунин возмужал, когда закончились его неурядицы с женщинами, то есть приблизительно с первых лет двадцатого века в его многочисленных письмах близким незаметны уныние, брюзжание, меланхолия. Напротив, Иван Бунин и делом и советом пытается помочь некоторым своим друзьям, например Александру Куприну, когда тот пребывает в мрачном настроении, злоупотребляет алкоголем, скандалит. Есть письма к Н.Д. Телешову например, которого Иван Алексеевич регулярно призывает усердней работать. И, кстати, помощь Ивана Бунина зачастую была действенна и своевременна. Об искромётном юморе Ивана Бунина, его жизнерадостности, пишет и Вера Николаевна Муромцева-Бунина и Николай Дмитриевич Телешов и другие люди, хорошо знавшие Ивана Алексеевича. Например, Антон Павлович Чехов. Нестор Александрович Котляревский под впечатлением от шуток И.А. Бунина настоятельно рекомендовал написать последнему комедийную пьесу. Самый близкий человек, жена и его спутница на протяжении почти пятидесяти лет, Вера Николаевна Муромцева-Бунина оставила нам две большие книги о своём великом муже: «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Кому как не ей знать правду. В этих книгах нет ничего о постоянном ощущении Иваном Буниным катастрофичности и пессимизма . Можно что-то найти о капризах, почти детских, когда он бывал нездоров, о болезненном переживании смерти матери, иногда его мучили сомнения – сможет ли он продолжать писать. Но о каждодневном ожидании смерти там нет ни слова. Мне могут возразить - ведь есть слова Веры Николаевны: "Долго в ту весну за всем прекрасным он чувствовал смерть, повсюду чудилось быстрое увядание. Спасло от нервной болезни увлечение Эмилией, хотя оно было уже безнадежным. Но всё равно, ему, как поэту, это было по душе: он тоже страдает, - у него есть своя дама..." Мне кажется, Вера Николаевна писала об остроте восприятия пятнадцатилетнего мальчика, Ивана Бунина. И , обратите внимание, что в вышеприведённой цитате присутствует ирония. - Подросток, познавая мир, пытается познать себя и свои чувства, и хочет походить на других поэтов. А поэтам положено страдать. А то, о чём говорит в своих лекциях Дмитрий Быков - это бездоказательная пустопорожняя болтовня.

Привязка к тегам Бунин Быков

Комментарии

Дмитрий Быков: «Поговорим о Бунине». В зале хохот и аплодисменты
На этот раз я хочу вас познакомить с «замечательным» опусом Дмитрия Быкова под названием «Иван Бунин. Поэзия в прозе». Красивое название, правда!? А вот несколько фраз с первой страницы этого опуса. ...
Северная часть Елецкого уезда с метками на Бунинских местах
Бунинские Бутырки
Эта статья написана мной и Евгением Хайтуловым четыре года назад. Но вопрос который мы поднимаем в статье актуален до сих пор. Думаю ситуацию пора менять. Эта статья была написана с той целью, чтобы ...
"Суходол" повесть и фильм - история и лубок
Фильм по мотивам повести Ивана Алексеевича Бунина «Суходол» появился в 2011-м году, но посмотрел я его сравнительно недавно. Сам факт, что по мотивам произведения И. А. Бунина сняли фильм, меня обрадо...
Установка памятной доски Алексею Бунину - отцу Ивана Бунина
23 апреля 2016 года в селе Грунин-Воргол Становлянского района Липецкой области в 12:00 по московскому времени состоится торжественное открытие памятной доски у места погребения Алексея Николаевича Бу...
Kvadrokopter-2-1.jpg
Бунинские места с высоты птичьего полета
Иван Алексеевич Бунин когда-то сказал: «Я вырос в великой глуши». Мы с друзьями не так давно побывали на малой Родине Ивана Алексеевича Бунина, с помощью квадрокоптера сняли там видео, и приглашаем вс...
Шри-Ланка, я люблю тебя
За отсутствием лета разбирала фотографии из своей поездки на Шри-Ланку. Фотографий оказалось мало. Так всегда бывает, когда глаза разбегаются и не знаешь, что снимать - то ли лачугу с битой черепицей,...
Здесь грустно. Ждём мы сумрачной поры...
22 октября 1870 года родился Иван Бунин — великий певец «благородного штиля». Ранний Бунин, в силу юношеской непосредственности лишённый аллегорического видения, видения коллективного разума. — И поз...