Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


Музыка для королей

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2526
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Мнится, старинная музыка должна быть изношенной... Желание заглянуть в прошлое подталкивает реконструировать его хотя бы в той части, которая поддаётся реконструкции. Возвращение к моделям инструментов, для которых сочинялись произведения в эпоху барокко, - в XVII-XVIII веках, - главный принцип аутентичного исполнительства. Единственный музыкальный инструмент, которого не коснулись время и прогресс, удивительный инструмент, оставшийся на протяжении веков столь же совершенным, - человеческий голос.

Колоратурное сопрано Симоны Кремес, способное к филигранной орнаментовке сложнейших барочных арий, с нетерпением ждали в Москве и профессионалы, в первую очередь, занятые аутентичным исполнительством, и ценители вокального искусства.

По силе звука голос певца мирового уровня громче 120 децибел. Подобные величины не могут быть достигнуты ни одним музыкальным инструментом с вибрирующими частями. Сверхзвуковой самолёт при отрыве от взлётной полосы производит гул в 130 децибел. Оперный певец держит ноту без изменения тона до 55 секунд, когда для большинства людей предел составляет 25 секунд. Программа Симоны Кремес обещала потрясающие впечатления. Переполненный зал Чайковского, затаив дыхание, предвкушал.

Певица убедительно подтвердила присвоенное ей звание "королевы барокко", даже "сумасшедшей королевы барокко", но манера ведения концерта создала странное, необъяснимое противоречие, бросившее затемнение на блистательный ореол, чему стали свидетелями присутствовавшие на концерте. В репортажах журналистов имеются лишь деликатно изложенные факты, обрамлённые похвалами очевидному мастерству певицы и достоинствам феноменального голоса.

Смешение стилей не является запретом. Исполнительница с таким даром и признанием имеет полное право строить выступление, исходя из своих представлений. Если в концерт из классических произведений она включает элементы шоу, варьете, фитнес-подготовки, если в костюме отдаёт приоритет вызывающему провокационному стилю, - она имеет на это право. Любой, покинувший в тот вечер зал Чайковского, подпишется под этим. И, тем не менее, унесёт домой чувство туманной неловкости, причём, не ясно, за кого, за себя или за Симону Кремес?

Дело в том... Если бы она пела арии из оперетт, водевилей, или романсы, или даже частушки, вольности были бы встроены в канву репертуара. Но она пела музыку для королей. Ту, что во времена барокко виртуозы исполняли своим коронованным повелителям. Зазвучавший в зале волшебный голос жёстко расставил аутентичные приоритеты. Немедленно отнял королевский титул у Симоны Кремес и отдал его тем благосклонным особам, которые пришли её послушать.

Остаётся лишь мысленно завершить реконструкцию события и представить себе тот же концерт при дворе, в присутствии, например, короля Георга III, или короля Людовика XV, или короля Фридриха Вильгельма, или императора Иосифа II, перед которыми выступали величайшие виртуозы, для которых писали музыку гении, достойно соблюдая при этом условия церемониала и не помышляя о том, чтобы победно неся на одном дыхании верхнее "ля", непринуждённо сесть королю на колени.

Нельзя выхватить кусок старины и полагать, что властвуешь над ним. Музыка барокко - для избранных. Начиная петь старинную арию, певица возвращает старинное время во всей его целостности вместе с присущими ему соответствиями. Всё встаёт на свои места. Король садится на трон в зале. Виртуоз занимает место на сцене. И его шалости, вполне простительные на 12 февраля 2016 года, категорически невозможны для человека барокко, отвергающего естественность, которая отождествляется им с бесцеремонностью, самодурством, невежеством. Музыка для королей требует к себе уважения.

Комментарии

Концерт на вокзале: от Мандельштама к Iванiву
Стихотворение из посмертно изданной книги Виктора Iванiва «Себастьян и в травме» (М.: Коровакниги, 2015) кажется загадочным по описанию обстоятельств и слишком ясным по описанию чувств. Но это вовсе н...
Могли быть героями
Мы приехали в отель на концертной машине – длинная белая «волга», опытной рукой раскрашенная розами и фиалками. Это было прекраснее, чем свадьба. Нас было восемь человек, но у входа Влад приказал шофе...
О «Титанике», блокадном Ленинграде и двух оркестрах
В «Титанике» Кэмерона есть одна известная сцена, которая неизменно трогает меня (как и миллионы многих) до слез. Это оркестранты, оставшиеся играть на палубе тонущего корабля. Замечу, что я человек не...
Секс, желание и семантические извращения Петра Мамонова
Песни Петра Мамонова – вот, где праздник для ищущего языковых перверсий. Поле непаханое, обещающее наслаждение на каждой второй кочке. Язык советского официоза, преломляемый в плоскости абсурдной драм...
Сова Минервы. Ко дню рождения В.Одоевского
Для разума инстинкт есть бред. Одоевский   «Кто знает голоса русских народных песен, тот призна́ется, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее», – говорил Радищев, слыша в крестьянской,...
Земную жизнь пройдя до половины…
80 лет назад, 25 января 1938 года родился Владимир Высоцкий   Не знал Высоцкого, не любил, не слушал. * Мне, молодому хиппарю, пёплу, был он неинтересен. Но чем бы я ни занимался, он всегда ...
Ах ты, ноченька...
80 лет назад, 12 апреля 1938 года умер великий русский артист, певец Фёдор Шаляпин. Я уже писал о нём недавно. Но не грех и ещё немного.  Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппе...