Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form


День-Божество, или Немного о кириллице

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 3126
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

В стихотворении Беллы Ахмадулиной «Вослед 27-му дню февраля» (1981) появляется такой, казалось бы, странный образ Дня-Божества:

День-Божество, повремени в окне, 
что до меня - я от тебя не скроюсь. 
В седьмом часу не остается дня. 
Красно-сине окошко ледяное. 
День-Божество, вот я, войди в меня,
лишь я - твое прибежище ночное.

Во-первых, почему День-Божество? Что в этом дне такого особенного? А, во-вторых, что означает эта несколько экзальтированная метафора творческого процесса как непорочного зачатия? К чему такие кручи, такой словесный альпинизм, направленный к Самому? Но Ахмадулина предельно точна – её стиль в полном соответствии со скрытой стороной дела, на которую намекает только календарная дата в названии. От неё и следует отталкиваться тому, кто желает трактовать эти стихи во всей полноте.  

27 февраля 1981 г. выпадает на день Святого равноапостольного Кирилла (Словенского), основателя кириллицы и православия. Он скончался 14 февраля 869 года, и мотив расставания и грусти перекинут на день, в котором слышатся отголоски печали:

День пред весной, мне жаль моей зимы, 
чей гений знал, где жизнь мою припрятать. 
Не предрекай теплыни, не звени, 
ты мне грустна сегодня, птичья радость.

 Здесь птичья, т.е. календарная радость противопоставлена некалендарной грусти, поскольку зима для лирической героини больше, чем просто время года. Многозначностью проникнут каждый образ этого стихотворения, охватывающего, как многие стихи Ахмадулиной этого периода, три измерения - календарное, пушкинское и сакраментальное. Пушкинское измерение выложено образами зимнего дня, солнцемороза, а также символикой цветка Ваньки-мокрого - неизменного спутника лирической героини в стихах, связанных с темой Пушкина. Намёк на Присутствие сквозит во фразе: "Мне жаль того, поверх воды, пути", рождающей ассоциацию с движением по поверхности вод. Здесь же мелькает тема бедствий и благоденствий, отражённых в "развороте небес" ("Вновь грозно-нежен разворот небес /в знак бедствий всех и вместе благоденствий"). И венчает картину мотив воскресения как ключевой для Дня-Божества.

Воскресни же - ты воскрешен уже. 
Велик и леп, восстань великолепным. 

Всё это обогащает смыслами имплицитный сюжет стихотворения, где кириллица выступает пособником рождения, духом, реализующим вместе с лирической героиней День-Божество, давая ему вторую жизнь на странице ("Ты дважды жил и не узнал об этом"). Вокруг этого строятся основные ассоциативные связи. Ясно, что поэт, работающий при мерцании свечи, и есть «прибежище» кириллического божественного Дня, соединённого с пушкинским «днем чудесным»: «День хочет быть – день скоро будет – есть / солнце-морозный, все точь-в-точь: чудесный». Пушкин воскрешён в Дне, и День воскрешён в пушкинских образах, воплотившихся благодаря кириллице. Разумеется, стихи не о Пушкине и не об основателе кириллицы. Они о божественности деяния, его всеохватности и впечатанности в культурный пласт земли. Они о том, что значимей климатических особенностей России и что делает русскую зиму неповторимой в магически-кириллическом кристалле солнцемороза. В этом - залог воскресения русской поэзии и в целом русской литературы и культуры, где кириллица и православие сплетены навеки.

Привязка к тегам Ахмадулина кириллица

Комментарии

Метафора волка
Писать в стол было для меня почти сакраментальным актом. Нет, не потому что в ранней юности меня не публиковали, и писать в стол – единственное что оставалось. Как раз наоборот. Моя писательская судьб...
b2ap3_thumbnail_Poetry_Day_Ahmadulina.red.jpg
Встречи с Ахмадулиной

Их было немного, но свет от каждой запечатлелся настолько, что ощущение её присутствия продлилось на долгие годы, навсегда. 

Сретенье с Пушкиным. Отрывок из книги "Тайнопись"
  Следы Пушкина рассыпаны как в зримой, так и в скрытой части поэмы Беллы Ахмадулиной "Род занятий", где разыгрывается сюжет смерти поэта на языке символов и знамений. Первым знамением приближаю...
b2ap3_thumbnail_Ahmadulina-Sign-Garden_Page_2.1.jpg
«И всегда, и везде»: письмо из занебесья
Это история третьего автографа Беллы Ахмадулиной. Ещё в юности я твёрдо решила: никогда не стану писать о творчестве Ахмадулиной. Нет, не «Описание обеда» (1967), где иронично был выведен наш брат ли...
Отпевание. Памяти Евгения Евтушенко
Стихи, посвящённые его памяти, возникли не из мысли о его кончине, а из картины, которая в предрассветном сумраке комнаты привиделась мне внутренним зрением. Стали рождаться первые строки, но куда они...