Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

закрытые для женщин пространства

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 1164
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

этот текст -- коллекция моих комментариев на мою запись. можно было бы сей текст пригладить, причесать на пробор, надеть ему косыночку и поставить со свечкой в уголок стоять украшать собой интерьер. но не буду -- и так хорош.

а что, разве неочевидно: что женщине нельзя якобы не то что быть священницей, а и даже заходить в определенные части православного храма -- это грустный пережиток? и господь бог наш, если бы он существовал, был бы сим обстоятельством, как знаменитый человеколюб, вельми недоволен? кошкам, если я не ошибаюсь, в алтарь ход есть, женщине же (сосуду скверному) нет -- это нормально, что ли, для человеколюбивой религии, третировать женщину наравне с мифологическими нечистыми животными?

нет для этого разумных причин, да и быть не может.

впрочем, коты это спорная богословская территория. Символ веры ее не проясняет, а больше на что полагаться.

Разумеется, причин может и не быть: "Это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно".

Православные женщины не хуже мужчин вовлечены в свою религию. Они ее будут так же защищать от любых мнимых и реальных критик. Чему тут удивляться, что глубоко православных женщин всё устраивает в церкви, а если не всё устраивает, то главным образом расположение подсвечников или что-нибудь в таком духе.

Участие в таинствах -- личная сторона жизни. О ней публичных отчетов требовать, кажется, не принято. Я ошибаюсь? На мой взгляд, не стоит свои впечатления, как бы глубоки и часты они ни были, экстраполировать на все множество "православных женщин". Достаточно Олесю Николаеву почитать, чтобы понять, что эта тема беспокоит сообщество и внутри сообщества: у Олеси Николаевой нет сетований. Но как писатель она замечает других с этими сетованиями. Разумеется, их тут же на месте и изничтожая, как бы любая правоверная матушка сделала.

"Религиозная карьера" в РПЦ закрыта для женщин. Это факт. Это может нравиться, не нравиться, против этого можно выступать, можно об этом молчать. Можно возразить, что можно же выступать с православной публицистикой, можно стать монахиней и в конце концов даже хозяйственно руководить монастырем. Но при существующих распорядках женщина остается человеком второго сорта: есть места, куда она не допускается, есть работа, которую она не может делать. Это все понятно, что "такие правила" и "женщины (якобы) сами с этим согласны".

Нет, это не все равно обществу, каких правил придерживается одна из самых важных христианских конфессий в стране.
Может быть, кому-то здесь показалось, что я кого-то к чему-то призываю? Отнюдь нет. Я всего лишь отмечаю: пережиток.
Пережиток? Разумеется!

Можно сколько угодно говорить о том, что это никому не нужное право, которого, к тому же, никто и не требует. Это проблемы не отменяет, это только делает ее якобы неважной. Когда бы речь ни зашла о проблемах женщин, она всякий раз оказывается "неважной", но как-то "агрессивно неважной", с огромным количеством людей, желающих рассказать, что эта проблема не важна.

Преимущества мужчины перед женщиной в жизни церкви не относятся к существенно влияющим на жизнь в целом и в церкви в частности исключительно ~с мужской точки зрения~. Эта точка зрения может высказываться и женщинами -- от этого она "мужской" (т.е. выгодной прежде всего мужчинам) быть не перестает.

Корни у этой проблемы одни: патриархат и жесткие гендерные представления о том, что надлежит и чего не надлежит делать женщине и мужчине, каковы они "по природе" и что им позволено, а что не позволено.

массовых протестов внутри церкви не может быть по этому поводу по определению. паства тщательно индоктринирована. как только заявляешь что-нибудь, отличное от линии партии -- тебя из этой партии моментально отчисляют. и это понятно: бесконечное очищение самой себя -- это бесконечное занятие церкви. Значит ли (мнимое) отсутствие разноголосия внутри церкви, что эта проблема несущественная? На мой взгляд, не значит. Церковь в обществе существует, а не отдельно от него. И она в ультраконсервативной форме озвучивает и переозвучивает то, что циркулирует и за ее стенами.

Представьте сообщество, все члены которого согласны с каннибализмом. Включая едомых.

В церкви попробуй заикнись об этом.

Эта проблема как раз не моя, и меня она не очень интересует, а ваша -- верующих. Вам ее себе как-то объяснять и как-то с этим жить, доказывать себе, например, что женщинам и так хорошо и что их это не волнует. А передо мной оправдываться и объясняться не обязательно.

Я бы не согласилась с твоим чтением церкви как закрытого клуба, членство в котором приносит одни поношения. Вроде как другие задачи у церкви, нежели быть закрытым клубом. Надеюсь, не надо иметь сертификат религиозного философа, регулярно прикладывающегося к мощам, для таких кощунственных заявлений как мое?

Я не считаю, что церковные или верующие люди по определению в чем-то менее разумны, чем атеисты. Это просто другое мировоззрение.

Ни секунды не сомневаюсь, что католики первыми из традиционных христианских конфессий введут женское священство (есть протестантские церкви с женским "священством", но там само понятие церкви видоизменилось, и священства собственно там может уже и не быть). У меня было стихотворение про Иоланту Вторую, Папессу, написанное в 2015 году, называется Прорыв:

Breakthrough
The incumbent Mater
Iolanthe the Second,
Bishopess of Rome
And the leader of the Catholic Church
Had smoked some pot
Before the speech
On the Trafalgar square
That she gave
Advocating the rights of plants;
The succulent among those present
Applauded wildly;
And a passing bird
Left a dropping of gratitude
On a sleeve of Her Holiness’ white-golden gown.

Православная церковь будет стоять по колено в менструальной крови против женского священства. Православная церковь признает его уже после моей, да и вашей, смерти. Я на эту тему внимательно читала богодухновенные писания наших иерархов а также диакона всея Руси Кураева.

Все пропьем, но флот не опазорем и баб в попья не допустим.

У всех здесь свои представления о моей недостаточной или чрезмерной религиозности или неаутентичном атеизме. Мои отношения с религией это отдельная, я согласна, очень интересная тема, но она, как ни странно, не имеет такого уж большого значения в обсуждаемой нами проблеме.

"Да там неинтересно".

Извините -- как написала Маргарита Куликова, "Да и на трибуне Гос Думы мало интересного..."

А уж на профессорской кафедре и вовсе можно со скуки сдохнуть.

Теология практически математика. Там все разумно.

Слово "священница" означает жену священника, потому что священниц-"женских священников" нет. Однако, можно использовать его и в том смысле, в котором использую его я. Впрочем, если есть какое-то якобы более подходящее слово, добро пожаловать заменить на него здесь везде "священницу" по умолчанию. Впрочем, предложите другое слово, если хотите. До той поры лингвистический аспект разговора считаю бессмысленным. Слово прекрасно справляется с поставленной задачей.

Комментарий религиоведа Романа Багдасарова: "В Новом Завете о священстве говорится без гендерной коннотации: "«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9). Однако"древние церкви" об этом как бы не помнят.  принцип такой: что нравится, берём из НЗ, что не нравится не замечаем или перетолковываем до неузнаваемости"

замечу, среди апостолов женщина была: Мария Магдалина ее звали. просто ее апостолом не признают, только и всего.

Церковь как партия в представлении многих: сдай партбилет на стол, не принадлежишь, не смей высовываться, не имей своего мнения. Как же далеко это девятого члена Символа Веры: [верую] "Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь".

Предлагаю открыть женскую присягу "спасибо, мне не нужно священство". Что вам лично не нужно, еще не значит, что Всем Сестрам вашим не нужно, посему это не аргумент.

Я уж не говорю про сексизм в православной среде. "Срочно замуж дура!" Это был такой веселый анекдот про девушку, которая приходила к священнику с богословскими вопросами, который мне весело раз за разом рассказывали. Женщина не может интересоваться богословием? Не должна задавать вопросов? Должна подсвечники молчаливо протирать?  Это для вас "зачем глупости обсуждать", подумаешь, мало ли что кто говорит. А для меня это нечто, сказанное мне. Лично. Меня это оскорбляет: "дура, замуж". Меня это глубоко оскорбляет, весь этот троп в нашей культуре. Эта культурная форма. Что она возможна. Что одни будут ее воспроизводить, а другие милостиво прощать: мало ли что сказано раз за разом женщине в лицо в нашем присутствии, нам-то какое дело.

"Замуж, дура" -- это не мнение. Это чистый случай языка ненависти. Это форматирование женщин, систематическое, полное ненависти, низведение их до положения нелюдей, полуживотных, предметов пользования, не способных к самостоятельному существованию: это слышала каждая (возможно, за исключением тех, кто себя особо хорошо вели и изо всех сил старались не рассердить окружающих, но вряд ли). Каждая: твоя лично мать, сестра, дочь, первая любовь, вторая любовь, третья, последняя, продавщица, контролерша в трамвае, все пассажирки в одном с тобой вагоне метро, все одноклассницы в школе, все подруги по институту, все любимые писательницы, все нелюбимые, все литературные критики женского пола, все актрисы -- слышали: это высказывание или ему подобные, не один раз, не два раза, не три раза, много-много-много раз от самых разных людей: знакомых, незнакомых, друзей, подруг, мужчин, женщин, коллег, родственников. Это систематическое, повторяющееся, воспроизведенное и подтвержденное различными практиками -- светскими, религиозными, массмедийными, публичными, частными -- унижение женщин, осуществляемое не за какие-то их промахи, не потому, что неправильно себя повели, не из-за того, что не знают правил, не потому, что нарушили запреты, не от того, что хотят чего-то, что им не принадлежит, а просто потому, что они женщины.

есть огромный ЗАПРОС на женское священство. Тут мечтают увидеть женщину, которая бы хотела стать православной священницей. Якобы без такой женщины мои аргументы нерелевантны. Релевантны: я надеюсь никогда не сделать аборт, но, тем не менее, считаю, что женщина должна иметь возможность сделать аборт.

Помнится, мне тоже думалось, что в великом запрете женщинам служить есть какие-то тайные гениальные смыслы, а как начала разбираться, оказалось, что это крылышко мертвого воробушка, перевязаное гнилой веревочкой, да пережитки, как тут уж было сказано, описанные приблизительно всеми религиоведами: ужас перед менструальной плотью, женщина сосуд диавола и вот это вот всё средневековье.

Данный разговор -- создание одного огромного архива. поля публичного говорения.

о незаметности но важности социальных положений:

да, многого бабе нельзя, но зато можно влиятельно протирать подсвечники, пишет нам писатель.

это прямо фейсбук, 2014 год: мне рассказывают, что женщины бывают очень влиятельными секретаршами, потому что спят с начальниками, и что сами б не отказались спать с начальниками (ну и кто мешает?).

очевидно же, что есть разница положений: личной харизмы и социального положения. если ты занимал всю жизнь некое социальное положение, от этого, понимаю, трудно отвлечься и представить, что было бы, если б у тебя остались приблизительно лапы, усы и невероятная харизма, которая не пролезает в дверь.

таки мало этого. ма-ло. человек, осуществляющий некую фигуру власти, к примеру, преподавателя, это не тот же самый человек, который ПРОСТО обаятелен, привлекателен, чертовски влиятелен и может посмотреть на вас взглядом. всему этому женщин учить не надо.

как много в нас от социальных ролей, я замечаю по студентам -- как своим студентам колледжа, которые приходят ко мне на офисные часы, так и по аспирантам, которые приходят на офисные часы к профессорам и сидят на краешке стула (видела сколько раз в приоткрытые двери). будь ты хоть семи пядей во лбу, есть социальные иерархии, мы социальные люди, натренированные эти иерархии соблюдать, и соблюдаем мы эти иерархии обыкновенно, сами того не замечая. и это нормально...

основной вывод из поучительных диалогов о женском священстве будет такой: рано еще полагаться на общее поле смыслов. должна быть проделана очень большая работа по разъяснению элементарных понятий (элементарных не в смысле простых, а в смысле что они используются как простейшие элементы в любой дискуссии по "женскому вопросу"): а именно, что такое пол, гендер, сексизм, толерантность, дискриминация, стеклянный потолок, феминизация, патриархат, гендерные ожидания.
нужно много писать о насилии, теле, власти, взаимоотношениях между полами, нужно избегать обобщений, нужно много и внимательно читать, нужно воздерживаться от готового осуждения, нужно слушать с надеждой понять другую точку зрения -- все это нужно и всем этим мы будем заниматься.

есть некое общее поле взаимопонимания, но оно невелико и внутри него трудно оперировать.

по мере сил и продолжим это поле расширять.

а вообще для меня исчерпывающей иллюстрацией отношений "православная церковь и женщина" стал процесс над пусси райот. с тех пор иллюзий не было. у многих их не было и раньше -- это понятно. тем не менее, это было ярчайшее событие: попытка сожратеньки женскодетских тел (агрессивно феминизированных и инфантилизированных) бюрократической институцией, сращенной с властью. оно для меня стало и до сих пор является аллегорией отношений женского и церковного. буду о нем читать лекцию в этом семестре и делать презентацию на международной конференции в следующем. вокруг понятий "политический аффект", "перфоманс", "активизм". там бездны минисюжетов, интерпретировать не переинтерпретировать. так что, конечно, все мои замечания о "женском священстве" чисто умозрительные. надежд ни у кого никаких нет и не было.

да, надежды нет. а знание все-таки есть: считайте это прозногом, актом слепой и чистой веры, а также просто примите к сведению: если в будущем останутся церкви как таковые (вместо бионических лабораторий с ритуальными инъекциями и прочих устрашающих дистопий), то в них, разумеется, будут женщины-священники, женщины-священницы, жрицы, ежели хотите -- и тогда все эти ваши аргументы, в числе которых: "это в вас менструальный синдром говорит", "это вас бесы мучают", "вам замуж надо" -- предстанут в их истинном свете: как элементарный фашизм, половой расизм, и элементарная, повседневная, укорененная, хитроумная ненависть к женщине.

 

 

 

~
К моему удивлению, моя достаточно случайная заметка вызвала интерес. поэтому, вкратце о себе из м.б. релевантного: по первому образованию философ, по сути религиовед (МГУ). В качестве религиоведа же работала в газете "Московские новости". написала в числе прочего небольшую лирическую повесть "Здешние", опубликована в "Новом мире" в 2007 году, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/6/orl2.html

Комментарии

No post has been created yet.