Пример

Prev Next
.
.


Александр Марков

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Тень «Триумфов» в пастернаковском «Августе»

При всей хрестоматийности пастернаковского «Августа» (1953), стихотворение выглядит странно: большая часть его -- это пересказ сна, причем прямая речь звучит внутри сна. Сложная система триумфов любви и смерти, и при этом господство прощального мотива, не дают сразу понять, а что произошло в этом стихотворении кроме того, что творчество победило забвение, а нравственная прямота -- унижение. Мы исходим из того, что разобраться в «происходящем» можно, если применить апокалиптический код: четырех Всадников и эсхатологической жены.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
Двойные «времена года» Михаила Еремина

Стихотворение Михаила Еремина, патриарха независимой русской поэзии, созданное в 2014 году и опубликованное в «Новом мире» (2015, №1) имеет нотный эпиграф: начало пьесы «Январь» «Времен года») Чайковского. Ключ к этому стихотворению -- в расхождении между музыкальным изображением отдельных месяцев и общим названием цикла «Времена года» (и называнием в стихотворении этих времен года). А причины этого расхождения, которое велит месяцы сразу сбить во времена, понятны, если вспомнить, как по разному изображались времена года в классической европейской культуре и в эпоху модерна.

Привязка к тегам Времена года Еремин живопись
Как риторика работает над собой: ренессансный перевод и комментарий

Хотя многие произведения и росписи Антонио Пизанелло (ок. 1395--1455) утрачены, можно с большой долей уверенности говорить, что здесь описывается не какое-то произведение или группа произведений, а возможности Пизанелло как мастера живописи и пластики. Поэт Тито Веспасиано Строцци (1424--1505) в еще юношеском по нашим меркам (ок. 1450) стихотворении использует самый распространенный прием похвального слова: прославлять, сравнивая героя сразу с несколькими деятелями прошлого, показывая, что прославляемый превзошел каждого из славных героев в его роде деятельности. Такое прославление, которое кажется неубедительным нашему вкусу, тогда считалось особо торжественным, потому что представляло собой инобытие самой риторики -- уже в софистике, как предшественнице риторики, считалось, что софист должен уметь все, рассуждать на любую тему, владеть любым ремеслом, произносить речь в любой обстановке. Поэтому такое прославление -- это использование самого глубинного внутреннего свойства риторики для создания требуемого изображения, инобытие самих оснований риторики, которое и оказывается убедительнее всего для всех, кто вошел во вкус риторического слова.

“Тоска возврата” Иннокентия Анненского, сонет с нетрадиционной рифмовкой, воспроизводящий значительную часть образности стихотворения “Святая” Стефана Малларме (1865; больше известно по песне Равеля 1896 г.), сначала вызывает недоумение: как Серафимы, высший чин ангелов, сравнивается с пережитым обычным днем.

В стихотворении противопоставлется исповедальная (ночная) и хоровая (дневная) поэзия, что восходит к античному различению сольной (выражающей индивидуальные чувства) и хоровой (выражающей коллективные чувства) лирики. Корифеем хоровой лирики в сонете объявляется Серафим, который смолкает вместе с хором, и он при этом уставший как небо (“лазурь”) и способный замереть ради внимания.

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Внимательный читатель работ С. С. Аверинцева мог заметить, как изменилось у него значение выражения Ньютоновское пространство. В "Поэтике ранневизантийской литературы" (ПРВЛ) это бескачественное пространство было противопоставлено глубоко символическому пространству Средних веков, позволяющему выводить частные вещи из высших оснований; а значит, не только учитывать знание, но и приобщаться ему. Тогда как в ватиканском докладе 1991 г., посвященном судьбам платонизма и аристотелизма на Западе и в России (и включенном в книгу "Риторика и истоки европейской литературной традиции", РИ), Аверинцев уже говорит о ньютоновском пространстве с похвалой, как об области рациональных решений, этического здравомыслия, отличающейся от экзальтированных крайностей эпигонского платонизма (РИ, 326).

Привязка к тегам Аверинцев Ньютон

В «Новом мире» (2015, №11) - архивная публикация: цикл стихов Елены Шварц «Развлечения демиурга» (1974). Второе стихотворение цикла представляет собой вариацию на тему «Урока анатомии доктора Тульпа» Рембрандта (1632). Нужно понять обстоятельства создания этой картины при становлении новой науки.

Начинается стихотворение с оптических опытов: оптические иллюзии никто не примет за реальность, но оказывается, что даже если все оптические иллюзии разоблачены, мир не становится более упорядоченным, но разве что более удивительным. Требуется препарирование самой земли, чтобы явить “сияющий состав”, новый космос, хотя это достигается аутопсией. И наконец, земля, чтобы избавиться от мнимого, нуждается в пересадке самого трепетного сердца. Эти эпизоды по отдельности выглядят как ряд сюрреалистических экспериментов, но если их связать общим рембрандтовским образом, они становятся вполне понятны.

(К выступлению на семинаре "Язык богословия" в Федоровском соборе, СПб., 20 ноября 2015 г.)

1. Вопрос о подразделениях религиозной философии усложнен тем, что сам статус этой дисциплины неясен. Несмотря на мощную институционализацию религиозных дисциплин в постсоветское время, не было даже попыток открыть специальность "религиозная философия"; философские факультеты предпочли выпускать религиоведов. Программы дисциплин "Религиозная философия" представляют изложение как основных тем рассуждений тех, кого назвали религиозными философами, так основных философских положений, выводимых из разных религий. В религиозной философии не увидели ни способ подготовки элит старого бюрократического типа, ни подготовки новых элит менеджерского типа. При этом учение тех, кого действительно можно назвать религиозными философами до эпохи современности, например, Михаила Пселла, Георгия Гемиста Плифона или Пико делла Мирандола, в существующих программах по курсам религиозной философии почти не рассматривается.

Привязка к тегам философия христианство

Добавлено : Дата: в разделе: Наука

Сон 1. Полилогистика образа

В культуре часто бывает, что логика необходимости и свободы, решимости и робости, смелости или милости оказывается сильнее привычной логики ориентиров и образцов. Здесь уже не ткется ткань влияний и заимствований, но возникает неожиданный разворот обстоятельств, зазор в плотном ощущении культуры, который самим создателям культуры нужно перепрыгивать на свой страх и риск. Когда исследователю кажется, что образность настолько живая и продуманная, что уже не боится никаких интерпретаций -- это верный признак не плотности ткани, а состоявшегося прыжка.

Привязка к тегам Иконология Пушкин эссе

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

О. Мандельштам приветствовал стихотворение Гумилева "На далекой звезде Венере" (1921), как оказалось, приветствуя прощально. В этом приветствии -- не только восхищение, но и продолжение разговора, начатого стихотворением "На бледно-голубой эмали...". Ключ к этому стихотворению -- посвящение месяца Апреля Венере, при распределении месяцев по планетам; Венере, сменяющей Марса (месяц Март) и находящейся в тени Сатурна. Средние века связывали aprilis c Афродитой, даже часто писали как aphrilis. Именно тема связи Афродиты и синевы ("Останься пеной, Афродита") мучила молодого Мандельштама, и разрешилась в этом стихотворении.

Привязка к тегам Мандельштам