Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Адам и творчество поколений

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 217
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

По мотивам книги Б.Бермана «Библейские смыслы», отрывки из которой публиковались в 1994-1995 годах в журнале «Знание-сила».Конспект тех статей хранится у меня до сих пор.

Предлагаемая работа самостоятельная, почти без свойственного мне юмора. Книга Бермана, как я тогда понимал, дала мне серьезный стимул к творчеству и пониманию окружающего мира.

Первый человек совместил в себе все профессии, в том числе творческие. Кроме физических трудов появились духовные устремления (плод с Древа познания сделал свое дело), задавшие парадигму развития земного существования.

Цель Адама – построение первого человеческого общества. Он отделился от Отца, чтобы создать земной рай.

Возможности Адама оказались ограниченными. Взлететь, воспарить над невзрачной действительностью Первоземли невозможно. Однако Бог сжалился над Адамом, подарил ему воображение, основу любого творчества, дал возможность творить на своем уровне.

Какие же границы положил Бог человеческим творениям? Будущие произведения Адама и его потомков были заключены в ароматной мякоти яблока – порывы свободной души звали к пределам чувственности, к художественному воображению.

На картинах художников мы видим Адама непрощённого, решившего до конца идти путем труда, что бы построить на Земле подобие рая.

Адам живет в наших генах, он всегда зовет к творчеству.

Когда ты здоров, молод (фактически первосоздан, как и Адам), когда влюблен, и жизнь встает перед тобой светлым загадочным пространством – тогда вперед, только вперед!..

Возможно, искусство родилось из желания преодолеть ветхую несправедливость, на которую было обречено будущее человечество, искупить первородный грех Адама. Но что-то пошло не так – первенец Адама, Каин, убивает брата Авеля... Заложена основа насилия и будущих войн человечества, т.е. протяженное во времени братоубийство. Адам наблюдает появление зверей-хищников, поедающих беззащитных травоядных. Творческое воображение ограничено тяготами тела, голода, необходимостью трудиться.

Дела людей наполнены противоречиями, которые, конфликтуя в душе человека, согласно гегелевской диалектике, рождают новые мысли и чувства. Но время человека на Земле запущено, остановить его невозможно.

Грех запечатлен в чертах человека, он болеет, стареет, умирает. В образе Адама человек отпал от Бога, перспективы его печальны.

Каин, желая преодолеть грех первоубийства, строит города, в которых зарождается искусство.

У пастуха Авеля искусство заключено в звуках, выходящих из свирели. У него больше времени для размышления. Однако у сельского жителя искусства как такового нет. Городской житель Каин ушел от тяжелого труда к искусству. В городе появился досуг, создавший в свою очередь касту художников, архитекторов, писателей и т.д..

Понятие Бога у первых людей заменятся фетишем, различными обрядами. Фетишами, которые можно назвать примитивным искусством, человек заслоняется от глубинных мировоззренческих проблем..

Адам, тем не менее, сохраняет в себе божественную частичку, стремится к прекрасному. Ева – женщина Рая, не забывшая Рай, мечтающая о Рае в его земных вариантах. Она же первая ценительница творений мужа.

Искусство несет в себе общечеловеческие, надмирные идеи, разоблачает "каинову" подлость (основу всех преступлений), сохранившуюся частично в душах людей.

До полной истины искусству подняться невозможно, оно, в первозданной своей точке находится у Бога. Человек не может открыть истину, тем более ее понять.

Идут века и тысячелетия. Поколения Адама духовно нездоровы, в искусство приходит тема смерти, болезни, мучения душевного и телесного. Более поздние поколения Адама родят отрицание личности, внесут в душу отчаяние и хаос. Эмоционально возбужденная душа должна чем-то разродиться.

Чем же ответит душа позднего Адама на вызовы 21-го века?

Душа – «место», где человек остается с собой наедине. Душа -- укромный, никому не доступный "пятачок индивидуализма", источник творчества.

Ощущение времени как вечного неосязаемого материала, не имеющего ни начала, ни конца томит человека. Он не знает, зачем нужно время, и где тот «тупик» (А.Платонов), на котором время остановится.

Мифы и сказания не впечатляют современного человека. Ежесекундно творящая действительность, молниеносно происходящие события, о которых люди узнают из Интернета, стирают память о прошлом.

Снижение смысла "идеально задуманных" текстов, барьер, не допускающих сумасшествия творца.

При столкновении с настоящим произведением в человеке пробуждается затаенно-величественное чувство. Это Адамов комплекс, попытка вернуться в своем творчестве к отцовским космическим просторам.

Грех как некое "направление сердца", желает, чтобы человек управлял им, вроде того, как хвост виляет собакой. Грех -- темная душевная сила, которую надо преодолеть. Грех не должен лежать в душе человека, и не должен набирать силу.

Бог ввел в существование людей смерть, положив предел их мечтам и фантазиям.

"Предел" в искусстве невидим, неосязаем, в каждом отдельном случае он прячется неподалеку, витает воздухе, чтобы в нужный момент «снизить» гениальное произведение, затомить его в бесконечности времени, стереть в памяти поколений. Раздражающая реальность, несправедливость также становится позывом к творчеству.

В искусстве Бог частично передает человеку свои полномочия на создание нового – Он предоставляет ему возможность проявить себя в различных искусствах. После акта творения в душе человека образуется пустота, которую нечем заполнить (часто ее заполняют алкоголем, развлечениями, оборачивающиеся усталостью и разочарованием).

Когда человек что-то создает (строит дом, пишет книгу и т.д.) он понимает, что не окончательно проклят Богом, который позволяет выходить ему за пределы обыденного. Бог в такие моменты делегирует творческие права человеку. Таким образом, потомки Адама открывают нечто новое в себе и в окружающем мире. Плод с Древо познания растворился в крови поколений, и также дает свои результаты, называемые Прогрессом.

Плоть томит душевные порывы. Возраст и дряхление заземляют высокие чувства.

Условная «плоть», т.е.форма художественного произведения накладывает табу на высокий полет фантазии, однако умерить художественную силу, рвущуюся быть воплощенной, невозможно.

В отличие от сверхъестественных сил, человек не может заворожить своим произведением, как например, опьянили своим пением сирены спутников Одиссея.

В 20-м веке человечество умылось кровью величайшей войны, оно мечтало обновиться после 45-го года, но обновление было временное, иллюзорное. Счастье мира досталось дорогой ценой и ушло незаметно, растворившись в новых несчастьях.

Но где же возможность человека истинного? Где предчувствие перемен к лучшему? Адам был рожден 20-летним, не знавшим пороков. Он был эталоном первочеловека. Однако после грехопадения душа ветхого человека "вскипела" -- неутомимая, полная нерастраченной энергии. Душа познала свою индивидуальность, она звала к великим свершениям. Вавилонская башня, попытка построить идеальное общество всех землян. Башня -- пафос всеобщего труда, коллективного творчества, ветхий коммунизм, закончившийся катастрофой. Всеобщее "мы" не вобрало себя единственное и неповторимое "я", не изменившееся с древних времен в своей самости.

Великие пирамиды уже сейчас тронуты временем, пойдет еще несколько тысячелетий, и от них останутся горы щебня и песка, если, конечно, эти строения не заменят «новоделом».

В каждом художнике генетически сохранился Адам, стремящийся к первоначальному идеалу.

Древняя нагота истины, минимум первозданных существ -- Адам, Ева, два Древа, и прячущийся за ними Змей, он же Люцифер, Князь Тьмы, постоянный соперник Бога. Адам, соединяясь с Евой, кроме мимолетного счастья любви, не ощущает истинного соединения двух тел в одно -- отсоединение, разлука, отсутствие высоких смыслов, стимулов новой жизни.

Зло отдельного человека невероятным образом преобразуется в зло массовое, неотвратимое и неостановимое в своей исторической осуществляемости. Все подвиги народов, стран, армий, отдельных личностей меркнут перед колоссальной тяжестью лжи, подлости, жестокости.

Потомок Адама недоволен несправедливым устройством жизни, он пытается найти ясные определения, усмирить потомков Каина.

У Адама не было советчиков и помощников, он был первым творцом, и первым ценителем своих творений. Его труд, и все, что он сделал за тысячу отведенных ему лет жизни, было посвящено выживанию на неласковой Земле, а также его вдохновительнице, матери всех народов -- Еве.

Комментарии

No post has been created yet.