Пример

Prev Next
.
.

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Авторизация
    Войти Login form

Век «медный», век «железный»…

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 2003
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать

Перечитывая «Илиаду»

В наши тревожные для мира времена полезно перечитать «Илиаду», одну из первых книг в истории человечества: IX—VIII вв. до н. э.

В «Илиаде» есть все жанры: от политического до поэтического, от высокой лирики до жесткого натурализма, от описания семейной сцены (эпизод прощания Гектора с женой и ребенком), до почти физиологического ощущения смерти, торжествующей на поле брани.

Времена такие древние, что трудно даже вообразить слепого поэта, читающего «Илиаду» вслух. Кто бы в наше время, насыщенное оргтехникой, стал бы слушать, где-нибудь в тени дерева, или в тесном каменном дворике, дотошное перечисление 1184 кораблей, плывущих из Греции в Трою? Первый в мире крупный морской десант. На каждом корабле более ста человек во главе со своим царем.

Елена… Действительно ли из-за нее разгорелся весь сыр-бор? Воевать из-за женщины? Старейшины Трои, решив поначалу выдать Елену законному мужу Менелаю, и тем самым избежать войны, приходят к единодушному мнению – за т а к у ю женщину необходимо сражаться, даже если Троя будет стерта с лица земли.

Эпоха меди… «Меднопёрые» копья и мечи, страшное оружие тех времен. Медь древних воинов поражала шеи, бедренные артерии сражающихся. Начинается эпоха массовых битв, фаланг, колонн, диспозиций и т.д.

Не только мечи и копья символизируют древний прогресс -- примитивные деревянные плуги, окованные листами меди резко повышают производительность труда земледельцев. Государства крепнут, появляется прибыль, а с ней желание завоевать чужие земли. Троя стоят на важном торговом пути – одна из причин той далекой войны. История в блеске медных орудий двинулась вперед. Началась эра больших войн -- этих жутких двигателей цивилизации.

«Шлемоблещущий» Гектор – сын царя Приама, любящий муж и отец, миролюбивый силач, вынужденный идти сражаться. Он чем-то похож на русского богатыря, оторванного от мирной жизни, от любви и уюта. Тело его вынужденно облачается в доспехи. Страх смерти побеждается необходимостью защищать отечество. Но душа Гектора не военная, он верный муж и отец, заботливый семьянин. Однако долг заставляет Гектора сражаться и погибать за честь Трои. Гектор -- символ древнего патриотизма.

Трогательно показано прощание Гектора с семьей, с сынишкой, играющим оперением шлема отца.

Причина Троянской войны, конечно же, не в Елене – на поле сражения приходят боги, т.е. судьба или, как это ни странно звучит по отношению к условным "богам" -- объективные причины. Не завоевание новых земель, не укрепление могущества государства, а желание освободить Елену и вернуть ее законному мужу. Для поэта – лирическое оправдание той или иной войны.

Начинается битва. Вооруженные медью люди по отрицанию страха смерти равны богам. Т.е. не привычное «люди как боги», а «боги как люди».

Кстати, боги, увлекшись азартом битвы, также начинают сражаются меж собой.

Греческий герой Диомед метнул копье в Афродиту и ранил ее в белую руку – богиня в это время спасала своего сына Энея. Да еще и выговорил ей: дескать, не лезь ты, богиня, в дела смертных! Димомеда, сеющего смерть налево и направо, урезонят позже другие боги – да уймись ты, жестокий человек!..

В поэме подспудно показано, но не объяснено до конца чувство, которое зовет людей на убийство и позволяет совершать многочисленные, оправданные обществом убийства, – убийства во время боя. Жестокость людей в битве возвышается непонятной и страшной силой даже над гневом богов.

Ахилл -- любимец богов, и в то же время их игрушка. Герой не может быть самодостаточен без поддержки высшей силы. Он единственный сражается не за Елену, не за "идею", а ради того, чтобы показать свою доблесть и силу. Крик Ахилла страшен, он повергает троянцев в ужас. На Ахилла работает "оборонка" в лице кузнеца Гефеста, снабдившего любимца богов «медноковаными» доспехами.

Наблюдая страшные картины уничтожения людей друг другом, Апполон пытается образумить Посейдона, также вступившего в бой:

«Нам ли с тобой воевать из-за смертного рода людского?
Листьям недолгим в дубраве подобны сыны человечьи:
Ныне цветут они в силе, а завтра лежат бездыханны.
Распри с тобой не хочу я: пускай они сами враждуют!..»

Но в людях, помимо жестокости, живут и другие чувства, не подвластные богам, – жалость и прощение. Ахилл отдает тело убитого им Гектора Приаму, поцеловавшему в отчаянии руку убийцы.

Троянский конь -- военная хитрость, ставшая поговоркой. Сгусток тишины внутри коня идеален -- ни стука, ни шороха. Затаилась на время вражда, зато перед хитростью бессильны разум и бдительность.

«Илиада» -- книга о состоянии м и р а, и книга о мире как результате войны.

Снимать фильм о Троянской битве нужно, наверное, с использованием специальной техники, примерно на уровне фильма «300 спартанцев», показанного в минувшее воскресенье по телевизору.

Возле Трои сражаются необычные по физическому развитию люди, дети богов, герои. Тот же Диомед ранит Энея камнем, вес которого равняется весу двух человек, т.е. примерно 150 килограммов!

Первый европейский писатель Гомер в первой европейской книге поднялся над сферой действительности, и, в соответствии с тогдашним восприятием мира, населенного богами и героями, создал непревзойденное творение, основу которого создали бессмертные греческие мифы. «Прекрасное детство человечество» было не таким уже безоблачным, людской род на земле был обречен на конфликты и военные столкновения.

У Гомера не было бумаги и чернил – большая по размерам поэма невероятным образом тысячелетиями передавалась из уст в уста, певцы, исполнявшие «Илиаду», переходили из города в город, строки поэмы хранились в памяти поколений, пока не были перенесены в рукописи.

 

Художник К.Деккер. Прощание Гектора с Адромахой.

Привязка к тегам Гомер Илиада

Комментарии

Гомер. Илиада. Рапсодия первая.
Гнев, богиня, пропой сына Пелея Ахилла, Тысяч десятки страданий Ахейцам учредивший, многие славные души героев в Аид заключивший, Их тела добычей птицам и псам положивший, Так исполнялась воля Зев...
Хорошые шлюхи согласны кайфонуть с вами предельно элитным досугом сексуального характера. Они шлюхи Брянска будут рады, если вы насвистите им в вольное время и предложите увидеть друг друга.